Экспедиция Дагестан. Брянск — Дербент и обратно
- 2910
В современных реалиях история с внутренним туризмом приобрела особенно актуальный смысл, а, учитывая, что многие южные аэропорты страны закрыты, путешествия на автомобиле могут стать настоящим мейнстримом. Обычный маршрут отечественного курортника-это Краснодарский край или Крым, но мы прокатились по «другому югу», чтобы рассказать о прелестях Дагестана и о том, почему машина-лучший способ набраться впечатлений.
Самой дальней точкой путешествия стал Дербент, находящийся от Брянска на расстоянии больше двух тысяч километров. Всего за время экспедиции мы проехали почти пять тысяч километров, и эти дополнительные версты как раз являются главным аргументом, чтобы отправиться в путь именно на машине. Дело в том, что поезд предлагает вам добраться из точки, А в точку Б без возможности свернуть с маршрута. Наши же планы постоянно менялись, а иногда и вовсе приходилось импровизировать. Этот материал станет вводным для цикла статей о том, что можно увидеть на дальних берегах, отправившись к гордым горцам.
Естественное, было бы глупо проехать такое расстояние и не посмотреть что-то интересное по дороге. Главной точкой маршрута был Дагестан, и ему отводилось основное время, но на пути есть несколько мест, проехать которые мимо просто невозможно. Маршрут сложился так: Брянск — Волгоград — Баскунчак — Астрахань — Махачкала — горный Дагестан — Дербент — Грозный — Элиста — Брянск. Кроме Дагестана, чтобы не распыляться, мы выбрали по одной главной достопримечательности в каждом городе, на поездки по горам у нас ушло два дня, и этого оказалось мало. Но давайте о достопримечательностях позже, сейчас практическая часть.
Дороги по маршруту самые разные: федеральные трассы в хорошем состоянии и с прекрасной инфраструктурой. В степях вас ждут волнообразные, а местами и совсем убитые перегоны, где оптимальной скоростью будет 60−70км/ч. В Дагестане, как и везде, есть прекрасные полотна, есть и разбитые, много где идет ремонт, но на легковой машине доступно все, хотя на внедорожнике спокойнее. Сетевые заправки на всем протяжении пути, ровно до… Дагестана.
Там странное дело с заправками: видно, что когда-то работали сетевики, но теперь все это переименовано в «Укоил», «Русьнефть» и прочие интерпретированные на свой лад бренды. Вообще АЗС огромное количество, даже в маленькой деревне вам встретится колонка, и практически на всех кроме бензина и ДТ есть сжиженный газ. Кроме того, огромное количество автомагазинов, поэтому с товарами первой необходимости для автомобилиста проблем нет. Связано это, наверное, с обилием машин в регионе. Понятно, что в основном это все ориентировано на отечественный автопром, но тем не менее. Наверно, раньше мальчиков сажали на лошадь, теперь сразу на Приоры. Продолжая тему отечественного автопрома, есть вероятность, что манера вождения вас немного удивит, но это зависит от того, насколько вы сами дисциплинированный водитель: возможно, хаос на дорогах, отсутствие включенных поворотников, бегающие по дороге пешеходы и резкость маневров вам понравятся. Кстати, заметили, что здесь практически нет байкеров — решили, что им тут просто не выжить.
В остальном в Дагестане нас ждал отличный прием, не было ни дня, чтобы мы с кем-то не познакомились. Уважительное и добродушное общение было на всем протяжении маршрута, и это очень приятно. Местные рассказывали увлекательные истории, и в этом чувствовалось, что они гордятся своим древним очаровательным краем. Благодаря такому отношению узнали много чего о чем не прочитаешь в интрнете.
Что касается денег, то цены плюс/минус как в любом регионе, единственное, наличные предпочтительнее чем карты, во многих местах терминалов нет вовсе, но даже там, где они есть, почему-то в приоритете перевод с карты на карту.
При въезде в Дагестан нас проверили дважды: один пост на выезде из Калмыкии, и практически сразу тут же на въезде в Дагестан. Обратно мы ехали через Грозный и выезжали с Кавказа через Чечню, тут нас досматривали Ставропольские силовики, причем осмотр был даже с рентгеном сумок. Но все это очень быстро и, видимо, у служивых уже «глаз набит», поэтом особого дискомфорта не было — все вежливо и оперативно.
Жилье на всем протяжении поездки мы снимали хаотично, потому что маршрут и планы часто менялись. В крупных городах исходили из суммы не больше 2500р за сутки в гостинице за номера на двух человек, в горных селах и, например, на солончаках Баскунчака жилье снимали и вовсе по 500 рублей с человека, но это было прямо по-домашнему… иногда даже слишком.
Итак, если вы отправитесь по нашему маршруту на машине, старайтесь держать уровень топлива не ниже половины бака, так как есть перегоны, где заправки встречаются нечасто. Будьте готовы, что дороги не всегда гладкие. Но при этом вы сможете увидеть много интересного, и еще мы подметили интересный факт, что эта поездка стала своеобразным путешествием по кольцу трех мировых религий: православные Волгоград и Астрахань, главные мусульманские города России-Махачкала и Грозный, и основной буддистский центр — Элиста.
Подробнее о каждой точке нашего маршрута в следующих статьях, и, возможно, отдельно напишем о религиозных особенностях каждого региона, где побывали. В общем, не бойтесь ездить на машине, если у вас есть хорошая компания, то это даже дешевле, чем на поезде, а впечатлений намного больше, и возможность остановиться в любой точке маршрута, чтобы насладиться красотами — бесценна.