В адрес Брянского УФАС России на прошедшей неделе поступил вопрос о нарушении законодательства о рекламе. Так, читателей интересует вопрос связанный с распространением звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования.

Заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова дала разъяснения по сути данного вопроса.

Согласно требованиям части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», вступившей в силу с 25.08.2021, запрещается распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе не являющихся многоквартирными жилыми домами, и вне зависимости от того, на каком расстоянии от многоквартирных жилых домов расположено такое звукотехническое оборудование.

Таким образом, распространение звуковой рекламы, которая распространяется с использованием звукотехнического оборудования, монтируемого и располагаемого на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах любых зданий, строений, сооружений, в том числе на территориях всех без исключения городских парков, набережных, уличных ледовых катков, иных спортивных площадок, пляжей, городских ярмарок, не допускается вне зависимости от заключенных гражданских-правовых договоров на распространение рекламы, а также вне зависимости от уровня громкости такой рекламы.

Важно отметить, что положения части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» распространяются исключительно на конструкции, транслирующие рекламу.

На звуковое оборудование, транслирующее музыку или иную информацию, не являющуюся рекламой и не содержащую рекламу, положения Федерального закона «О рекламе», в частности части 3.2 статьи 19 указанного Закона, не распространяются.

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

То есть социальная реклама не преследует коммерческих целей, не формирует интереса к товару для его продвижения на рынке, под социальной рекламой понимается исключительно информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределенного круга лиц — рекламу и социальную рекламу.

Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются требования, предусмотренные частью 3.2 статьи 19 указанного Федерального закона.

Необходимо отметить, что часть 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» запрещает распространение звуковой рекламы на любых конструкциях, в том числе не являющихся рекламными конструкциями, которые монтируются и располагаются на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений. При этом к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, предназначенные для распространения рекламы, которые размещены стационарно, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. с объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения.

Таким образом, например, колонка, воспроизводящая рекламу, которая закреплена на столбе, прочно связанным с землей, подпадает под запрет части 3.2 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». К сооружениям могут быть отнесены в том числе линии электропередач, столбы освещения, остановочные пункты движения общественного транспорта, а также части объектов недвижимого имущества крыльцо, наружные лестницы, балконы, лоджии, террасы, веранды, отдельные стойки (колонны, столбы) для поддержки перекрытий, стен или крыши. При этом приведенный перечень не является исчерпывающим.