Город. Одни скажут, что это люди, другие возразят, что это определенного типа архитектура. Но сойдутся они, пожалуй, в том, что город есть особая атмосфера, которую создают люди, воплощая в архитектуре. Именно эта атмосфера может больше всего рассказать о Москве, Лондоне, Пекине, о любом городе России и мира. В Брянске она сегодня далека от совершенства, мягко говоря. Но люди продолжают мечтать.

Парадная набережная, изящные навесные мосты, здания, не воющие с ландшафтом, а идеально вписывающиеся в него, гармонично восстановленная историческая застройка… Таким когда-нибудь может стать Брянск, таким представляют его молодые архитекторы, воплощая свое видение в многочисленных проектах. Где-то глобальных, где-то футуристических, но тем не менее вполне реальных. В Международный день архитектуры редакция NASHBRYANSK.RU решила поделиться наиболее интересными работами, большинство из которых — творчество воспитанников архитектора Александра Перова.

arhitektura00016arhitektura00015arhitektura00014arhitektura00013arhitektura00012arhitektura00011arhitektura00010arhitektura00005

Московский Петр в Брянске

Да-да, тот самый 98-метровый монумент Петру I работы Зураба Церетели, установка которого в русле Москвы-реки вызвала в уже далеком 1997 году жаркие споры и даже попытку теракта… В 2013 году студентка Брянского строительного колледжа Ирина Подгорная (Ломовцева) в дипломном проекте обосновала перенос многострадального памятника не куда-нибудь, а в Брянск. Девушка на тот момент работала над благоустройством Галерной горы (место, где улица Красноармейская развилкой выходит на Калинина).

«Как раз с Галерной горы открывается вид на Десну, где когда-то была верфь, основанная Петром I вместе с Арсеналом, чтобы защищать рубежи России, — рассказывает Александр Перов. — Правда, Арсенал получил развитие, я имею в виду производство пушек, а вот именно галерное производство затормозилось. Говорят, Петр испугался, что если начнется нападение и Брянск будет захвачен, мы предоставим врагу сразу готовые галеры с пушками. Тогда верфь и перенесли под Воронеж, в Таврово. Так или иначе Галерная гора связана с именем первого русского императора».

Поэтому, по мнению Ирины и ее наставника, установка памятника Петру I именно там была бы вполне логична. Для Москвы бы это стало избавлением от монумента, который своими масштабами «задавил» всю окружающую застройку — от старинных храмов до современных высоток, для пограничного же Брянска своеобразной «фишкой». Спускаясь с улицы Красноармейской, гости города должны были видеть лицо императора, который как бы открывал для европейцев окно в Россию.

Рядом планировалось расположить современный Дворец бракосочетания, сделать оригинальную набережную с причалом, обыгранную в форме заворачивающейся волны, выложенной мелкой мозаикой. Также там могли появиться плац с оркестром, Дом творчества и так далее.

arhitektura00019

Конструктивизм и религия

Еще один вариант проработки Галерной горы предложили студенты Брянского строительного колледжа: Георгий Стародубов и его друг Игорь Ковалев. Изначально молодые люди работали над проектом реанимации центра Жуковки. Продумывалась возможность возведения там здания современного вуза. Его проектировал Георгий, а Игорь предложил включить в архитектурный ансамбль авангардный храм. Проект церкви был абсолютно абстрагирован от всех классических канонов, но тем не менее как раз такая форма, по мнению автора, могла стать своеобразным мостиком между молодежью и православием. Снова к своей идее молодые люди вернулись, когда поступило предложение спроектировать в рамках Галерной горы уникальный институт стволовых клеток.

«Стародубов к тому моменту уже выпустился, а я знаю, что он имеет ярко выраженную направленность в конструктивизме и продолжает активно работать в этой среде, — поясняет Перов. — Тогда я и попросил Георгия разместить институт на Галерной горе, сделать что-то именно конструктивное с организацией доступа через дорогу, через мост. Он подключил опять же друга. Тот снова выдвинул идею храма, который в этот раз обыграли еще и относительно реки: по плану церковь можно было осмотреть в разных ракурсах с воды. Этот эскиз стал как бы продолжением эскиза Ирины».

Гигантская лира на Набережной

Более чем интересный проект реконструкции многострадальной брянской Набережной предложил несколько лет назад тогда студент БГИТУ, а сегодня талантливый архитектор и дизайнер Владислав Сидоров. Здание филармонии превратилось у него в гигантскую лиру, однако не классической, а несколько футуристической формы. По кругу был продуман фонтан со скульптурами музыкантов, которые подчеркнули назначение сооружения.

Славянская площадь стала огромной зеленой зоной с отдельным фонтаном. Прямо у воды появилась прогулочная площадка с причалом. При этом автор проекта сохранил существующую застройку. На месте осталась в том числе и деревянная часовня. «У Владислава отличный вкус… Есть некоторые неточности с окружающими зданиями. Но это был только курсовой проект. Куда еще лучше?» — отметил Александр Перов.

arhitektura00018arhitektura00017arhitektura00008arhitektura00004arhitektura00007

Покровская гора: крепость, макеты городов и разводной мост

Одним из самых популярных направлений исследований брянских архитекторов было и остается благоустройство Покровской горы. Реконструкция, очистка от поздней пристройки Покровского собора, восстановление — хотя бы частичное — городской крепости, реставрация Дома генералов… Проекты где-то спорные, где-то революционные… Ко многим из них в Брянске сегодня не готовы. Однако часть довольно интересна и осуществима.

Например, выставка макетов древних городов Брянщины под открытым небом. Планировалось, что поможет реализовать эту задумку бывший руководитель краеведческого музея, известный мастер Владимир Алексеев. В число макетов должна была войти сама брянская крепость, древние Трубчевск, Почеп, Стародуб и так далее. «Это помогло бы нам сделать Покровскую гору посещаемой. Жители региона приезжали бы, чтобы посмотреть свой город в миниатюре. А чем еще занять цитадель, в которой в определенное время пролито было столько крови? Что там еще поставить?» — говорит Александр Перов.

В реальную же величину планировалось восстановить фрагменты брянской крепости — пару башен и три прясла стены. Туда же идеально вписался бы спроектированный студенткой БГИТУ Екатериной Бриштен (Герасиной) разводной мост, у которого были все шансы стать одной из любимых брянских достопримечательностей. «Мост мы хотели пустить с Пятницкого тупика. Стрельцы бы крутили колесо — и мост разворачивался бы в пять часов вечера. Народ бы собирался и смотрел на это дело», — рассказывает архитектор.

arhitektura00003arhitektura00002arhitektura00001

Канатное метро

Напоследок отвлечемся немного от творчества воспитанников Александра Перова и перенесемся в 2014 год, когда в Брянске презентовали проект канатного метро.

С какой стороны не пытались решить транспортную проблему в областном центре, ощутимо легче не становилось. Больные места продолжали напоминать о себе плотными пробками и ДТП разного масштаба. В таких условиях даже настолько экзотическое решение проблемы, как канатка, выглядело более чем интересно. Среди плюсов канатного метро, которые ощутили бы на себе сами горожане, — стоимость проезда на уровне традиционных видов общественного транспорта, скорость до 40 километров в час и четкая прогнозируемость времени поездки, комфорт и при этом никаких пробок. Просто транспортный рай!

Однако далее проект канатного метро, каким бы привлекательным и продуманным он не был, пока так и не пошел. Возможно, его время придет позже, тем более, что упоминают канатку и в утвержденном в июле генплане Брянска, рассчитанном до 2050 года.

Принятие главного градостроительного документа областного центра развернуло перед архитекторами и строителями широкие перспективы. Да, не хватает финансирования, бюджет города скуден, многие исторические объекты и места находятся в запустении. Однако так или иначе Брянск будет меняться. Будут новые идеи, будут новые мысли. В Международный день архитектуры хочется пожелать, чтобы эти мысли находили воплощение и поддержку власти — не только словесную и перед выборами, но и финансовую вполне регулярно.