Раскрошенные ступени, ощетинившиеся битыми стеклами окна, березка, зеленеющая прямо на карнизе второго этажа, остатки помпезной лепнины и свежие кострища внутри — таков сегодняшний день одного из памятников истории и культуры Брянской области конца XVIII века и 1910 года — «Литейного дома» завода «Арсенал».

Здание практически в самом центре города — на улице Калинина, некогда входившее в масштабный архитектурный ансамбль, на данный момент представляет собой всего лишь живописные руины. В еще более печальном состоянии — остальные постройки. На вопрос «Что конкретно ждет «Литейный дом» и территорию, некогда принадлежавшую заводу «Арсенал», внятно не могут ответить даже их владельцы, тем более, что сейчас у бывшего ДК и прилегающего участка — разные собственники.

Реконструкция Дома культуры, начатая в 2011 году, была заморожена через три года. При этом, на первый взгляд, восстановить удалось только кровлю здания. А совсем недавно, в марте, брянские власти констатировали нецелевое использование более 30 миллионов бюджетных рублей на этом объекте. «Заявляемая в начале работ цель — сохранение памятника истории и культуры не достигнута», — отметил тогда начальник контрольно-ревизионного управления Иван Божин. Проследить непростую судьбу «Литейного дома», а также разобраться в сложившейся ситуации попытался корреспондент NashBryansk.Ru.

О днях давно прошедших

История ДК Арсенала начинается с октября 1891 года. Именно тогда в штат сотрудников завода зачислили выпускника Петербургской академии художеств, архитектора Николая Лебедева. «Незадолго до его приезда в Брянск на заводе случился большой пожар, уничтоживший ряд важнейших промышленных построек. Лебедеву предстояла огромная работа по строительству наиболее крупных цехов на месте сгоревших. Архитектурно-планировочное построение промышленного комплекса завода «Арсенал» было точно определено. Главным зданием этого ансамбля являлся «Литейный дом», — пишет в своем ЖЖ брянский историк-краевед и блогер Евгения Званская.

Так у Брянска появился первый профессиональный архитектор, с приездом которого в истории Арсенала началась новая строительная глава. «Творчество Николая Лебедева само по себе выдающееся. Он оставил глубокий след в жизни города, построил много замечательных зданий: женскую гимназию, Спасо-Гробовскую церковь, ремесленное училище и так далее, — рассказывает доктор наук, профессор БГИТУ Александр Городков. — И вот на Арсенале ему тоже поручили ряд строительных работ». На сегодняшний день известны его труды по артиллерийскому цеху, водокачке и самому «Литейному дому».

Фото из коллекции Олега ЕвсукаФото из книги «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» (СПб., 1900 г.)Разрушенный войной завод имени Кирова («Дормаш»). 1942 годРазрушенный завод имени Кирова (Брянский Арсенал), 1943 год. Фото ГАБО, опись фотопозитивов, ед. хр. 750Дом культуры завода «Дормаш», вид со двора, вторая половина 1940-х годов. Фото ГАБО, опись фотопозитивов, ед. хр. 1592Вид на завод имени Кирова (Брянский Арсенал), 1950-е годыФото из фондов Брянского государственного краеведческого музеяФото из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область»

Последний во многом сформировал силуэт города, если смотреть с реки, которая на тот момент для большинства служащих Арсенала была важной транспортной артерией, закрытой, однако, в этом месте для остальных горожан. «Те, кто там служил, свет общества, самые высокообразованные люди, имея свое жилье здесь, на Покровской горе, часто отдыхали, например, в Рёвнах летом, отправлялись туда семьями по Десне. Это было сердце города. И ДК Арсенала не просто Дом культуры, здесь вообще судьба Брянска, если ее грамотно рассматривать», — отмечает брянский архитектор Александр Перов.

Здание «Литейного дома» основательно пострадало в Великую Отечественную войну. А в 1945 — 1946 годах его восстановили по проекту уже другого архитектора — А.А. Соломахина — и в несколько иных формах. «От XIX века там остались только подвалы. На старом основании построена новая коробка, выразительная, хорошая. И заводоуправление — чуть правее в той же линии — пристроено прямо к этому дому с залом. В общем, ряд построек архитектора Лебедева объявили памятниками архитектуры. Они получили теоретически защитный статус. Их нельзя было сносить, перестраивать и, безусловно, их нужно было как-то сохранять, — отмечает Александр Городков. — Ну, а потом случилось то, что мы все знаем. Завод Арсенал территориально съехал влево, освободилась большая часть территории, которая сейчас находится в запустении, как и сам ДК».

Реконструкция не реставрация

Попытку привести в порядок «Литейный дом» предприняли в 2011 году. Тогда Управление капитального строительства охарактеризовало работы на объекте как реконструкцию.

«Сейчас вообще все переписывают под это понятие, хотя реконструкция больше неисторичная вещь. Это уже современное использование, возможность вносить свое, приспосабливать под новый вид, — отмечает Перов. — Таким образом, снижается ранг работ». По мнению же архитектора, если объект имеет статус культурного наследия, то следует более тщательно анализировать ситуацию и прибегать к реконструкции только, если реставрация невозможна.

arsenal_nev00013arsenal_nev00014arsenal_nev00015arsenal_nev00016arsenal_nev00017arsenal_nev00018arsenal_nev00019arsenal_nev00020arsenal_nev00021arsenal_nev00022arsenal_nev00023arsenal_nev00024arsenal_nev00025arsenal_nev00026arsenal_nev00027arsenal_nev00028arsenal_nev00029arsenal_nev00030arsenal_nev00031arsenal_nev00032arsenal_nev00033arsenal_nev00034arsenal_nev00037arsenal_nev00035arsenal_nev00038arsenal_nev00012

«У нас же научную реставрацию делать не хотят, потому что требуется очень много исследований. Сейчас, чтобы сделать объект, необходимо его полностью изучить архитектурно, историко-библиографически, технологически, инженерно, — поясняет Перов. — Прежде, чем сделать эскиз, требуется зафиксировать, как объект сегодня выглядит, дабы потом объяснять, почему ты что-то сделал и на каком основании». Как подчеркивает Перов, натурные исследования — в первую очередь, а потом уже эскизное проектирование, экспертизы и так далее. Из-за этого научная реставрация — дорогой и, следовательно, невостребованный процесс.

Однако недешевой оказалась и реконструкция «Литейного дома», которую планировалось провести в два этапа. Как уточняется в ответе на запрос, направленный в Управление капитального строительства корреспондентом NashBryansk.Ru (этого документа редакция дожидалась более полутора месяцев) общая стоимость работ составила 301 миллион рублей.

Смета расходов

Вид расходов Сумма
Первый этап
Строительно-монтажные работы 41,4 миллиона рублей
Оборудование 4,3 миллиона рублей
Прочие 2,1 миллиона рублей
Второй этап
Строительно-монтажные работы 142,3 миллиона рублей
Оборудование 102,6 миллиона рублей
Прочие 8,3 миллиона рублей
Итого 301 миллион рублей

На эти деньги в рамках первого этапа реконструкции планировалось построить подпорные стенки у ДК, котельную с инженерными коммуникациями; организовать стоянки для временного пребывания машин, а также установить ограждение. Средства, рассчитанные на второй этап, собирались направить на реконструкцию самого «Литейного дома» под филармонию и планетарий.

Проект предусматривал размещение в здании репетиционного зала, студии звукозаписи, художественной мастерской, видеотеки, музея космонавтики, лекционного и хореографического залов, этнографического музея, планетария, космической галереи, интерактивного музея, зрительного зала, гримерок, балетного зала, мастер-класса с телескопом, библиотеки и тому подобного.

Реализовать подрядчик — ЗАО «Брянскгазстрой» — успел не так много. По информации Управления капитального строительства, была установлена в проектное положение блочная газовая котельная, дымовая труба и газораспределительный шкаф. Рабочие завершили демонтаж и монтаж системы отопления и теплотрассы, закончили строительство подпорной стены и кирпичного ограждения на ней. Заменили кровлю и организовали на объекте водоснабжение.

лестничный холлхоллактовый зал готов

При этом до восстановления внутреннего и внешнего убранства «Литейного дома» дело так и не дошло, остановившись на проектной стадии. «Я работал над тремя помещениями. Вестибюль, лестничная клетка и актовый зал. По сути, этим мой вклад в общее дело и ограничился, — рассказывает архитектор Евгений Скачков. — Эти помещения были уже разработаны под рабочее проектирование, но их эскизы никуда не пошли, остались у меня. Я их просто положил в ящик. И с тех пор ничто никуда не двинулось».

До 29 мая 2014 года, когда реконструкция была заморожена, подрядчик успел выполнить заказ на 36,8 миллиона рублей, из которых большая часть суммы — 27,8 миллиона — ушла на строительно-монтажные работы. Почти все эти траты в областном правительстве в текущем году и оценили как нецелевые.

«Свои личные деньги так никто бы не тратил, думали бы, как сэкономить. А раз это бюджетные, так и их, мол, и считать не надо. Прокуратура даст свою оценку действиям тех, кто все это допустил. А нам всем, кто работает в исполнительной власти сейчас, надо при планировании любых работ реально смотреть на вещи, рассчитывать силы и имеющиеся средства. Бездумного освоения бюджетных средств быть не должно», — подвел тогда итог губернатор Брянской области Александр Богомаз.

О будущем

Евгений Скачков:

2

Говоря о «Литейном доме», из тех конструкций, которые сейчас имеются, наверное, восстановить что-то шансов нет. Ведь если здание даже год не отапливается, то уже идут необратимые разрушительные процессы. Долговечность материалов двигается в сторону отрицания. При таком положении дел дальше продолжать работу нет смысла.

При этом в реставрации существует все-таки понятие восстановления, если хотя бы фундаменты здания остаются незатронутыми. Если же и они были подвержены разрушительному влиянию, тогда действительно на здании можно ставить, как говорится, большой и жирный крест. До этого же момента есть шанс восстановить памятник, путь не в тех же конструкциях, а в новых; постараться максимально приблизить наружную отделку к тому, что было раньше.

При этом оставить один конструктивный элемент — сохранившуюся балку или колонну — и к нему пристроить все ново нельзя. Придется все равно снести остатки строения и возвести все заново, потому что на данный момент необратимые изменения в материале уже произошли.

Александр Городков:

3

В «Литейный дом» предлагают перевести театр кукол. Но просто так что-то туда перевести — это абсурдно. Потому что мы не знаем, что будет за этим домом дальше, чем займут эту обширную территорию. Если ее застроят 16-этажками, как планируется по одному из проектов, то это будет прямое нарушение закона об охране историко-культурного наследия. Необходим комплексный подход, к планировке территории так, чтобы в ней все органично сочеталось. Во-первых, это должна быть малоэтажная застройка. Любая — жилая, общественная. Но именно малоэтажная, с тем чтобы памятники лебедевские все-таки какую-то роль в ней играли.

Можно и нужно приспособить ту же водонапорную башню — да хоть бы даже под магазин, но с сохранением внешнего облика. Надо подумать, что делать с артиллерийским цехом — большая площадка, интересная. Может, торговый центр, но в старом стиле, как это в Западной Европе мы видим. В целом нужна единая концепция, как мы будем использовать огромную старую территорию, которая находится сейчас в никаком абсолютно состоянии.

Что еще нужно городу? Город стоит на Десне, но не имеет набережной. И вот освободилась достаточно большая территория, где эту набережную можно достаточно хорошо, эстетично сделать и органично вписать туда эти исторические здания архитектора Н. А. Лебедева, которые еще пока там сохраняются. Но еще раз повторюсь, нужны единый подход, единая концепция, единое продумывание с точки зрения выработки такого решения, которое бы не противоречило сохранности памятников, исторической среде города и окружающей природе.

Смогут ли это сделать брянские архитекторы? Я сильно сомневаюсь. За последние 10−20 лет в городе нашими архитекторами ничего существенного не создано. Кто будет делать, как, на какой основе? Конечно, нужно городским и областным властям задуматься, привлечь общественность, обязательно привлечь ученых. Почему ученых? Это пойменная территория. Там нужно посмотреть, что делать с рекой. Есть водоохранная зона, есть подъем воды, паводок, другие проблемы. Этот вопрос комплексный. Но пока город ждет. Здания разрушаются. «Литейный дом» разрушается, он деградирует, хоть и под новой крышей.

Насчет театра кукол сама по себе идея неплохая. Во-первых, город у нас лишился этого театра и надо что-то думать. Здание подходит — смотрите, зал, фойе и все прочее — но это если вокруг будет что-то органичное, связанное с самим театром. Например, мы сделаем там сквер, парк или набережную хорошую в составе этой территории. Тогда об этом думать можно. Я, например, не отметаю эту идею. Скорее, напротив.

Александр Перов:

1

Архитектурно вариантов приспособления территории Арсенала много. Очень много. Но единственное, что там нельзя делать, — это торговые пространства. Вообще мы планируем там сделать — сейчас это очень модно на заброшенных заводах — арт-пространство, вернисаж под открытым небом.

У нас пока нет такого. Назовите в городе место, где можно собрать пять тысяч человек. Стадион? Старый аэропорт, где ветер и мусор летает? Это не то. А вот это пространство в месте историческом расположено. И если его грамотно запроектировать, то это будет сила. Но надо смотреть внимательно.

Во-первых, набережная обязательна. И отсюда сразу организовать доставку людей на Покровскую гору. У нас даже был рассмотрен такой вариант — просто мостик сверху. А внизу, где пожарка XIX века с таким замкнутым двором, там — туристский центр. Оттуда людей можно развозить. Речные трамвайчики организовать. От железнодорожного вокзала до Покровки по реке — всего семь минут. Остановился у причала — и уже на Покровской горе. Вот это концепция города. Она у меня уже давно готова.

В 2015—2016 году денег на реконструкцию «Литейного дома» не выделили. Нет возможности провести электронный аукцион по выявлению нового подрядчика, а следовательно, и обеспечить охрану объекта. Вопрос по продолжению работ в ДК Арсенала окончательно не решен.

arsenal_nev00002arsenal_nev00005arsenal_nev00001arsenal_nev00006arsenal_nev00003arsenal_nev00009arsenal_nev00008arsenal_nev00007arsenal_nev00004arsenal_nev00010arsenal_nev00011arsenal_nev00039