Дыхание моря, удары прибоя о скалы, капли дождя и при этом достаточно гармоничная современная обработка… Звучание инструмента австралийских аборигенов — диджериду — смогли оценить брянцы в выставочном зале в четверг, 31 марта. Вечер этнической, медитативной музыки с элементами горлового пения и электронной обработки для горожан устроил участник этноэкспериментального проекта Sage Евгений Толстых из Екатеринбурга.

«На духовых я играю лет десять примерно. Плюс еще кое-какие вещи есть, связанные с пением, с народным вокалом. Что-то раньше началось, что-то позже. Сейчас уже сложился некий симбиоз, — рассказывает Евгений. — Вообще в такую музыку пришел с одной стороны — спонтанно и случайно, с другой — вполне закономерно и логично». Как отмечает музыкант, в игре на традиционных, народных инструментах есть свои особенности, свои нюансы. «Надо какое-то время, именно на то, чтобы понять их склад внутренний, и уже ему следовать. Я, когда играю, попадаю в какой-то коридор. Вообще есть версия, что диджериду — это коридор в параллельный мир. Вроде, здесь, а, вроде, уже и нет», — делится Евгений Толстых.

В арсенале участника Sage — классический деревянный диджериду и два пластиковых аналога. Первый инструмент родом с Урала, где несколько лет назад началось их производство. «Мой клен из первой десятки. Номер семь. Сейчас их уже порядка 260 — 270, — уточняет Евгений. — Вообще дерево и пластик не могут друг друга заменить. У дерева один звук, у пластика — другой. У каждого свои возможности. Они как бы друг друга дополняют».

Широту возможностей этих инструментов как нельзя лучше показало само выступление Евгения Толстых, который продемонстрировал одну из уникальных особенностей диджериду — подключение к самой игре на инструменте голоса. «Как правило, голос либо снаружи находится, то есть на периферии, либо используется отдельно от инструмента: человек берет в руки гитару или сидит за роялем и поет. Но чтобы голос и сам инструмент сливались в одно акустическое пространство, таких инструментов очень мало. У диджериду эта техника может проявляться вплоть до того, что в него можно даже петь. Соответственно палитра раскрывается еще больше, ведь голос у всех разный», — поясняет музыкант.

Слушатель в большинстве своем у Евгения Толстых оказался подготовленный. Звуковые эксперименты вызвали в зале живой интерес. Брянцы расспрашивали о самих инструментах, их истории, специфике изготовления, сами вставляли комментарии.

«У Sage все прекрасно сочетается. Мне кажется, на то мы и продолжаем жить в XXI веке, чтобы слышать подобные вещи. Скажем так, 100 лет назад было сложно представить, что, например, волынка будет с арфой звучать. Сначала произошел процесс подведения акустически разных инструментов под одну громкость. Сейчас мы можем наблюдать за тем, как один человек играет музыку, накладывает, производит различные эффекты. Это очень логично, красиво», — отметил мультиинструменталист Игорь Зюзько.

«Вечер замечательный, уютный… Инструменты аутентичные, глубокий звук. Настоящая музыка мира, под которую можно отвлечься от всего постороннего, погрузиться в себя, действительно отдохнуть», — поделился впечатлениями психолог Ким Чернов.