Страшные злодеи, непобедимые герои, изящные принцессы, сказочные животные… Оживая на сцене в руках брянских кукольников, они открывают искусство театра для самых маленьких зрителей, воспитывают, развивают, помогают верить в свои силы. Однако прежде чем оказаться на сцене, каждая кукла проходит непростой путь и как минимум семь пар заботливых рук художников, скульпторов, портнихи и даже механика. О том, как происходит рождение сказки, корреспонденту NashBryansk.Ru рассказали заведующая художественно-постановочной частью брянских кукольников Алла Луневская и ее коллеги накануне Международного дня театра кукол, который празднуют 21 марта.

Сегодня над созданием тряпичных артистов под руководством Аллы Луневской работают художник-скульптор Елена Майорова, художник-бутафор Любовь Моталова, ее юная помощница Галина Сулимова — недавняя выпускница местного художественного училища — и механик Виталий Дунаев. Помощь по пошиву нарядов для кукол оказывает портниха Екатерина Сизонова. Направляет процесс художник-постановщик Ольга Сидоренко.

Слева направо Любовь Моталова, Алла Луневская, Галина Сулимова и Елена Майорова

Там голова попадает в руки художников-бутафоров. Макет специальной леской разрезают на две части — лицевую и затылочную. А затем делают гипсовую форму — отливку, как ее называют сами мастера. Дождавшись, пока гипс застынет, пластилин извлекают из получившейся формы.

Одновременно с этим процессом Любовь Моталова и Галина Сулимова готовят для куклы руки. Их вырезают из непористого плотного пенопласта. «Он должен быть действительно прочным. На мягенький нажмешь немного — и все. А тот, который используем мы, — плотный, ходить будет долго», — поясняет Любовь Моталова.

После такой «операции» куклу возвращают художникам. Елена Майорова покрывает голову левкасом — грунтом, а иногда обтягивает ее трикотажем — все зависит от идеи художника-постановщика.

Она же вместе с Галиной Сулимовой создает внутреннее наполнение куклы, ее основу, туловище — монтюр. «Люба вырезает его из поролона, склеивает и придает нужную форму. Этот монтюр она делала для деда из «Золотой рыбки». Тут нужно было продемонстрировать, что тело старое, дряхлое», — говорит Алла Луневская, показывая на два характерных кусочка поролона. «А вот для девочки тельце нужно было маленькое, тоненькое, с ровненькой спинкой», — продолжает она уже с изящной красавицей в руках.

И вот финальный штрих. Кукла оказывается в руках художника-постановщика. «Ольга Петровна приходит, когда уже все готово, и, как чувствует и видит, так и расписывает. Бывает, что итоговый результат не сходится с эскизом, поскольку тут уже идет ее чистая фантазия, — поясняет Алла Луневская. — Она дорабатывает все детали». В одних случаях Ольга Сидоренко пишет глаза прямо по левкасу, в других делает для зрачка подкладку из кожи. «Кожицу готовлю я. Мы ее жарим. Сначала кожа вырезается по форме зрачка, в этот момент у нее ровные края. Когда же выкройка попадает на сковородку, края чуть-чуть загибаются. В итоге получается выпуклая форма, — рассказывает Елена Майорова. — Глаз потом покрывается лаком и уже на сцене, когда свет дают, создается видимость, что кукла смотрит. Это также во многом помогает ей оживать».

den_kukol_002den_kukol_006

 

Работа над спектаклем у кукольных мастеров идет обычно полтора месяца — месяц. А спектакль — это иногда более 20 кукол. «В основном скорость зависит от того, как сроки поставят. Но сейчас работу застопорила нехватка денег. Средств не выделяют — мы сидим», — сетует Алла Луневская. Однако недостаток финансирования — не единственная проблема брянской «куклы», не так давно лишившейся собственного дома и статуса отдельного театра.

Переезд, связанный со слиянием брянской «куклы» и ТЮЗа внес свои коррективы в работу отдела Луневской: вместо пяти цеховых помещений и целого ряда хранилищ для самих кукол и декораций осталась всего пара комнат. «Для нас, конечно, было неожиданностью, что такое здание, в котором у нас было все, стало вдруг не нашим. Мы это очень серьезно переживали. Нас приняли здесь, конечно. И мы не можем сказать, что плохо приняли. Но нам дали то, что отобрали у себя, то, что могли дать. Работать здесь, все равно тяжело, особенно с большими декорациями. И тем не менее мы, как смогли, адаптировались. Жизнь ведь продолжается. Продолжается и наша работа. И все-таки в честь праздника хотелось бы пожелать, хоть какой-то определенности. Хоть какой-то конкретики. Останемся мы здесь или все-таки выделят нам специализированное здание», — сказала Алла Луневская. «Хотелось бы пожелать, чтобы уникальное искусство театра кукол осталось. Чтобы оно выжило в городе Брянске для наших малышей», — добавила Елена Майорова.

den_kukol_030den_kukol_032den_kukol_031den_kukol_029den_kukol_028den_kukol_027den_kukol_026den_kukol_025den_kukol_023