Лора Уильямс-Шпиленок: «Я сейчас живу по лошадиному времени, а у лошадей нет планов»
- 0
Лора Уильямс живет в деревне Чухраи Суземского района 18 лет. Уроженка американского штата Колорадо приехала в заповедник «Брянский лес» по работе, а осталась по любви — к России и фотографу-натуралисту Игорю Шпиленку. Тогда все районные, региональные и федеральные СМИ смаковали историю рыжей американки-эколога, явившейся, чтобы спасать дикую российскую природу. Сейчас Лора Уильямс не сразу определяется, кем представиться журналистам. Эколог, активист WWF, писатель, блогер. О Лоре-россиянке, -американке, -экозащитнице, -матери, -жене, -хозяйке сама Уильямс-Шпиленок подробно и интересно пишет в своем «Живом журнале», между прочим, на отличном русском языке. Корреспонденту NashBryansk.Ru Лора рассказала о том, как она работает с людьми и лошадьми по методике «Человек и лошадь».
— Лора, вы на несколько месяцев пропали из «Живого журнала», а потом сообщили своим читателям, что все это время изучали методику, «в которой лошадь становится неким «зеркалом», отражающим эмоции человека и помогающим ему преодолеть эмоциональные и физические препятствия». Расскажите, пожалуйста, как вы решили через свое любимое животное помогать людям?
— В детстве у меня было много домашних животных. Когда отец подарил пони, я особенно полюбила лошадей. Для меня занятия с ними были любимым делом. Сейчас, когда я наблюдаю за теми, кто испытывает такую же тягу к этим животным, я вижу, что, когда они подходят к лошади, они начинают вести себя иначе, раскрепощаются, открывают какие-то свои таланты. Я поняла, что общение с лошадьми может быть полезно не только детям, но и взрослым. Мы все можем чему-то научиться через взаимодействие с лошадьми.
— Сколько «учителей» в вашем табуне? Пришлось ли им проходить какой-то отбор, чтобы попасть к вам в «класс»?
— Нет, наверное, так было угодно судьбе, чтобы у меня оказались именно эти семь лошадей. Орлик и Зорька жили у нас давно. Когда кобыла сильно заболела ламинитом, лошадиным диабетом, я решила, что, если к маю она не выздоровеет, мне придется ее гуманно усыпить. Но тогда худо от одиночества придется и Орлику. Мы поехали на Локотской конезавод ему за другом. На эту роль подошла годовалый тяжеловоз Маргаритка. Но так как в машине помещались две лошади, мы решили присмотреть еще одну. Нам приглянулась жеребая кобыла Посадка. Я давно мечтала о пегой лошади. И вот нашла в интернете объявление о восьмилетнем Канзасе. Хозяин хотел пристроить его в добрые руки. Я убедила мужчину, что у меня коричнево-белому красавцу будет хорошо — питание отличное, нагрузки маленькие. И моя мечта исполнилась. Несколько дней назад наш табун пополнился 12-летней кобылой Машей. Ее бывший хозяин уже не мог содержать и дал объявление в районную газету о продаже Маши. Первыми откликнулись мясники. Поэтому я очень быстро приняла решение и купила эту кобылу, чтобы ее не успели пустить на колбасу. А Буян к нам прискакал из заповедника. Когда-то его тоже могла постичь участь Маши, но директор «Брянского леса» Александр Никитенков предложил владельцу Буяна привести коня сюда, а не к мясникам. Несколько лет Буян прожил на кордоне «Пролетарский», но уж больно много с ним было хлопот. Вот и отдали мне на перевоспитание.
— Понятно, Буян оправдывает свое имя. А какие характеры у других ваших воспитанников?
— На самом деле Буян — хороший парень. Правда, от него получили хоть какую-нибудь травму все лошади табуна. Еще он сломал несколько заборов и выбил копытами двери конюшни. Я решила, что ему просто скучно, и подселила к Буяну Канзаса. Сначала подружились, но спустя час пегий красавец так носился от заповедного коня, что сорвал связки на передних ногах. Пришлось делать Канзасу компрессы и другие процедуры с холодной водой. Он помесь чистокровной верховой, на него можно сесть и помчаться куда-нибудь. Но в спокойном положении Канзас всего боится, даже не дает опрыскивать себя от комаров. С ним я работаю, чтобы его страхи ушли: постоянно подношу к нему новые предметы, машу ими перед ним, кладу их ему на спину. А вот Орлик — самый умный и уверенный. Он лидер табуна. Даже когда табун отдыхает, он все равно стоит и сторожит. Орлик — моя надежная опора. Он не дает Буяну подойти к своим кобылам. Кстати, после месяца моих уроков, Буян стал гораздо спокойнее. Теперь на него можно усаживать детей без опасений.
— А каков нрав у дам вашего табуна?
— На Зорьку, дочку Орлика и Азы, сильно повлияла болезнь. Кобыла пошла на поправку. В Австралии на съезде специалистов по лошадям я узнала, что она болеет именно ламинитом. По интернету я нашла во Франции женщину, которая занимается этой болезнью. Под ее руководством я лечила Зорьку: подпилила ей копыта, посадила ее на диету (выпускала пастись только ночью и то, в наморднике, чтобы она ела меньше сладкой травы), давала витамины, колола уколы. Зорька привыкла, что от человека в последнее время испытывала много неприятностей, поэтому она особо не идет на контакт. Зато у нее теперь очень высокий болевой порог, повышенная степень терпения. 18-летняя Посадка тоже страдалица — недавно она потеряла жеребенка. Она племенная, всю жизнь жила на конезаводе. В молодости бегала на ипподроме в Москве.
— Как себя ведет самая юная воспитанница?
— Маргаритка у меня самая игривая, как и все дети. С самого начала я обучаю ее на свободе. Учиться без уздечки и седла ей очень интересно. Она как ребенок, пристает к другим лошадям, напрашивается на игру, но лошади понимающе к ней относятся и не злятся. Она очень умная, способная, послушная. На заводе мне сказали, что от ее мамы очень умные дети. Маргаритка не прочь поиграть в футбол. Она пинает мяч то копытцем, то носиком. Мяч хороший инструмент для дрессировки. Он прыгает, а потом может оказаться у лошади на спине, как и человек. С помощью мяча я учу лошадь не бояться человека.
— Расскажите поподробней о вашем методе «Человек и лошадь».
— Здесь в основе коммуникация между человеком и лошадью. То есть, когда все зависит от человека, от его взаимодействия с животным. И потом то, как человек общается с лошадью, как он выбирает лошадь, и как лошадь выбирает человека, проецируется на жизненные ситуации. В Америке и в Европе такой подход уже популярен, а в России он только набирает обороты.
— Не совсем понятно про проецирование. Поясните, пожалуйста.
— Например, Посадка, которая потеряла жеребенка, может облегчить страдания матери, которая потеряла ребенка. Они, скорее всего, выберут друг друга. Я работала с женщиной, которую тоже тянуло к Посадке. Она говорила, что всего боится. И я рассказала о беде лошади. Тогда женщина задумалась и поняла, что она просто боится жизненных потерь. Кобыла также помогла женщине посмотреть в глаза своему страху и осознать, что без потерь невозможно, и поэтому здесь и сейчас нужно принимать жизнь и быть счастливой. А давай попробуем этот метод на тебе?
— С радостью, но я невероятно боюсь лошадей, и никогда не смогу сесть верхом, потому что…
Пока я объясняла, почему, Лора подвела Орлика. Конь стоял метрах в трех от меня. Лора попросила сосредоточиться на чем-нибудь хорошем. Орлик посмотрел мне в глаза. Потом тренер предложила подумать о плохом. Орлик в этот момент отвернулся. Я подошла ближе. Конь вздохнул. Ему хорошо, перевела Лора. Несколько минут мы с конем смотрели друг на друга, и тренер душевно спрашивала меня об ощущениях и воспоминаниях. Мне захотелось обнять Орлика за шею. Конь был не против, вздыхал. В общем, я оказалась-таки на спине Орлика, на котором, между прочим, не было седла, и его никто не держал за уздечку! Лидер табуна терпеливо дождался, пока я немного освоюсь, и даже сделал несколько шагов. Ощущение покоя, свободы и радости, хотелось петь русские народные песни. Представлялась картинка, на которой я бегу по полю с огромным букетом полевых цветов. Страшновато, конечно, но мы с конем как будто договорились. Тренер направила нас в нужное русло. Орлик помог мне ощутить легкость. Очень хотелось сделать для него что-то хорошее. Я погладила коня и наговорила ему много комплиментов. Орлик вздыхал и внимательно слушал.
— Благодарю, Лора! А как обучение этому методу повлияло на вас?
— Такие занятия дали больше взаимопонимания с лошадью. Я сейчас начинаю проецировать то, что происходит у нас в табуне на то, что происходит в моей семье. Например, мой младший сын не может пройти через комнату, чтобы что-то не поломать или не разбросать подушки. Так он вылитый Буян. Работа с Буяном помогла найти такой выход — нужно проявить больше терпения к сыну, меньше осуждать его.
— Лора, поясните, пожалуйста, что нужно делать, чтобы подружиться с лошадью?
— Сначала нужно научиться понимать язык лошади. Облизывает губы — значит, я спокойна. Уши развернуты — не реагирует на вас, бесполезно что-то требовать. Причем, даже если лошадь внимательно, казалось бы, смотрит на вас. Главное — уши. Нужно заставить животное сосредоточиться. Для этого я делаю шаг вперед или в строну. Можно немного повысить голос. Уши торчком — все, можно о чем-то с лошадью говорить. Мы хищники. Нам нужно убрать с себя образ хищников, уговорить лошадь вложить в нас свое доверие. К животному лучше подойти боком, наклонить на плечо голову. Когда она остановится и на меня посмотрит, я остановлюсь. Это я ее поощряю, снимаю источник стресса. Потом сделаю еще несколько шагов вперед и понаблюдаю. Если она не убегает, подойду ближе, может быть, поглажу. Я так делаю даже с теми, которых хорошо знаю. А еще я никогда не даю гостинцы лошадям во время дрессировки. Я не хочу, чтобы они любили меня за конфеты. Я учу лошадей уважать меня.
— Как вы планируете работать над методом «Человек и лошадь» в дальнейшем?
— Я сейчас живу по лошадиному времени, а у лошадей нет планов. Они учат меня жить этим мигом.
— Что значит уверенность в себе?
— Наплевать на все, что другие думают о тебе.
— Где брать силы человеку?
— Внутри себя или в кофе.
— С кого вы берете пример?
— Сейчас с Орлика.
— Что главное в женщине?
— Приобретая уверенность в себе и успех, не терять свою женственность.
— Что главное в мужчине?
— Способность помыть посуду.
— Самая сложная задача?
— Воспитывать своих детей.
— Совет на все случаи жизни?
— Доверять себе, наверно.
— Каким должен быть дом?
— Теплым, уютным, желательно чистым, но не обязательно.
— Ваше главное слово.
— Сразу в голову не приходит, дай-ка на английском подумаю. «Да».
— Что для вас Россия?
— Мой дом.
— Что для вас Америка?
— Тоже дом.
— Любовь это…
— Счастье, а счастье — это любовь.
— Ваше главное правило жизни.
— Жизнь без правил.
— Чему человек может научиться у лошади?
— Всему.