«Отчий дом, ты всего роднее…» — ко Дню семьи, любви и верности (8 июля)
- 397
(12+) Семейные ценности — это те обычаи и традиции, которые передаются от одного поколения к другому, те чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Проживающие вместе люди разделяют между собой радость и горе, благополучие и трудности — из этого и появляются семейные ценности.
Даже в самые сложные периоды жизни, общественного переустройства семья остается самой главной ценностью. Семьей в ребенка закладываются такие качества как любовь к отечеству, верность идеалам, ответственность, взаимопомощь, уважение к окружающим. Формируясь в пределах родного дома, правила и моральные устои вместе с ростом ребенка переносятся и в общество, помогают ему выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром. Ценности, заложенные в семье, формируют культуру человека и делают общество более гуманным.
Именно в семье человек получает заботу и внимание, опору, поддержку и вдохновение. И это касается не только детей, но и взрослых, сформировавшихся личностей. Любовь и понимание близких помогают преодолевать тяготы и неурядицы, неизбежно случающиеся в жизни.
Особенно ярко выходит на первый план необходимость поддержки, теплоты, участия семьи в годы потрясений — войн, революций. Замечательным подтверждением этому служат отрывки из писем участников войн и военных конфликтов XX века: Первой Мировой войны, гражданской, Великой Отечественной, войны в Афганистане. Авторов этих посланий разделяют десятки лет, но мотив их писем родным и близким един. В такое тяжелое время именно семья остается тем островком тепла, который помогает справляться с невзгодами, и тем, ради чего стоит сражаться и стоять до конца.
Письмо Афанасия Мефодьевича Нюничева родным, 1917 г.:
«Здравствуйте, дорогие родители, папа и мамаша! Нижайшее почтение. Заочно целую бессчетно раз и спешу уведомить вас, что я жив, здоров и того и вам желаю […]»
Открытое письмо Сергея Юльевича Лефрансуа дочери Инне, октябрь 1917 г.:
«Дорогая радость моя, Инночка! Поздравляю тебя и мамочку с наступающими праздниками. Сегодня получил три открытки […] и очень им обрадовался. Посылаю тебе карточку и жду карточек от вас. Помнишь ли ты меня, моя дорогая? Я каждый день молюсь за тебя и мамочку, чтобы Господь сохранил вас в это тяжелое время. Пиши мне, моя радость, и поцелуй крепко, крепко мамочку. […] Горячо люблю вас. Папа»
Из воспоминаний Виктора Георгиевича Бакаева (о периоде гражданской войны на Брянщине):
«[…] уход на фронт у меня на всю жизнь остался в памяти из-за мамы. Я ушел от своей мамы в тяжелый 1919 год. Она не пускала меня на фронт. Иногда материнское чувство не подвластно разуму, и с тех пор я ее не видел. Но сердечная тоска много раз глубоко тревожила меня из-за этого. Нет у человека более дорогого и милого слова как „мама“. Что такое мать, мы осознаем уже полностью только тогда, когда теряем её навсегда, и это делает всех людей перед матерью в неоплатном долгу, но мать никогда не требует возврата долга. […]»
Из писем Алексея Кузьмича Александрова родным, 1943 г.:
«Здравствуй, дорогая жена Аня, дочурка Валя, сынок Толя, мама, отец, Дуся. […] Береги детей и родных. Обо мне не беспокойся. Жив буду, вернусь, будем опять вместе. Но, а если что случится, не поминай лихом […]""[…] напиши мне подробно, как живёте, какие стали наши дети? Эх, как хочется увидеть вас. […] Ну ничего, буду жив и увидимся, а если что случится, плохим не вспоминай. […] Ну, а ты, моя любимая дочурка Валя […] смело можешь говорить: „папка немцев лупит“. Ну, а ты, сынок Толя, расти большой и здоровый, чтобы строить счастливую, радостную жизнь. Целую вас всех крепко. Ваш Лёня»
Письмо Леонида Михайловича Сидорова родным, 23 января 1944 г.:
«[…] помните одно, что я закончу войну и приеду к вам целым и невредимым. К этому у меня какое-то внутреннее предчувствие. […] Теперь мы научились побеждать смерть, презирая её. Дорогая мамочка, я живу хорошо. И если бы не тревожили мысли о Вас. […] Мамочка, пишите, как протекает жизнь, восстанавливается ли колхоз. Где работаете и все, все. Я попрошу Вас одно, пусть Коля и Шурочка пишут почаще, не дожидаясь от меня ответа, ведь для меня ваши письма это всё! Дорогая мамочка, что я Вас очень прошу, то это, если сохранились у Вас фотокарточки хотя бы кого-нибудь из семьи, пришлите обязательно. Я за эти томительные годы уже смутно представляю. Заканчивая, еще раз прошу Вас, почаще пишите письма. Пусть Коля и Шура пишут, чем они сейчас занимаются и прочее, передавайте привет Марусе, Коле, Шуре, тете Оле, дедушке и самому большому Колечке. Остаюсь жив и здоров. Ваш сын Леонид».
Письмо Алексея Спиридоновича Лазарева матери, 1944 г.:
«Дорогая мама! Пиши чаще письма, ибо только твоего письма и жду с таким большим волнением. Они только радуют мою душу. […] Часто-часто вижу тебя во сне. […] Если вернусь, то расскажу много, много, а рассказать есть о чем»
Письмо Дмитрия Александровича Боброва матери, период 1986—1987 гг. (точная дата не установлена):
«Здравствуй, любимая моя мамуля! Очень волнуюсь, потому что так долго нет от тебя письма. Как ты там одна, не болеешь ли? Заходят ли к тебе ребята? Я очень скучаю по тебе, каждый день вспоминаю. Тут конечно немного не хватает тепла, которое ты мне давала, олуху. Здесь я понял, как зря поступал, когда грубил тебе, не берёг тебя, ты меня уж прости».
Письмо Юрия Александровича Кирикова отцу, август 1984 г.:
«[…] Здравствуй, мой дорогой и любимый папа! С огромным десантским приветом к тебе твой сын Юра. Папа, я получил от тебя письмо, и ты просто не представляешь, как я обрадовался, большое тебе спасибо. […] Папа, знай, что я на тебя никогда в жизни не обижался. […] Это вы меня извините за всё, всё, что я вам сделал плохого. Только здесь, в армии, я всё, всё понял и осознал. Папочка, пиши все новости и побольше, у меня спрашивай, что тебе интересно. Извини меня за короткое письмо, следующее напишу побольше.Пока. До свидания. Крепко тебя целую. Твой сын Юра!».
Использованные источники:
"Написано войной…". Брянск, 2012.
______________________________________
Главный архивист ГКУ БО ГАБО Смагина Д.Ф.