С семьи начинается Родина…
- 667
«С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе…»
Впервые строки из этой замечательной песни в исполнении Марка Бернеса произвели на меня огромное впечатление за школьной партой начальной школы. Родная семья, родной дом, поселок, школа, страна… Как здорово, что у меня все это есть!
С тех пор прошел ни один десяток лет. Но сегодня строки из старой песни волнуют меня с еще большей силой. Есть отчий дом, но не стало родителей.
И суверенитету нашей Родины угрожает внешний враг. Под его влиянием и в силу исторической несправедливости многие дети оказались отделены от своих родителей государственной границей. А право на родной язык, историю, культуру мы вынуждены защищать с оружием в руках.
«…А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…»
С чего начинается Родина?.. Для меня, без сомнения, с родимой матери и отца, с моей семьи.
Мама — это главный человек на земле, наш надежный тыл, хранительница домашнего очага. Ее милый образ мы бережем в своем сердце с раннего детства. Это символ беззаветной любви, заботы, нежности, верности и безопасности. Именно к ней мы бежим, чтобы залечить свои раны на коленке или в душе. Мудрая, добрая, она всегда поможет, наставит, исцелит…
Так же неизмеримо велика роль отца в семье. Ласковый и строгий, умный и терпеливый, рукам отца подвластен любой труд: он и каменщик, и плотник, электрик, слесарь, садовод… Невозможно забыть лыжные походы, экскурсии в столицу и другие города страны. Отец бережно ведет нас за порог дома во внешний мир, помогает раскрыть таланты, постичь свое предназначение.
К сожалению, таким счастьем может похвастаться далеко не каждая семья. В последние десятилетия в нашей стране растет число семей, преступивших грань социального неблагополучия. Они являются источником социального сиротства.
Среди основных причин данного явления исследователи — социологи называют кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, оставшихся без родительского попечения: безработица одних и тунеядство других; низкие доходы семей, ухудшение условий воспитания и содержания детей; рост числа неполных семей; отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения; конфликтные отношения между взрослыми, между родителями и детьми; низкий образовательный уровень родителей, их педагогическая некомпетентность; падение нравственных устоев семьи, сексуальная распущенность, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
Еще в школьные годы я поняла свое предназначение — защищать слабых, быть рядом с теми, кто нуждается в помощи. Я выбрала профессию педагога, и вот уже 34 года работаю с семьей и детьми, более 20 из них в Отделении помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ Брянской области КЦСОН Дубровского района. Социальный приют стал моим вторым домом, а дети — семьей, ведь, где бы я ни находилась, мои мысли, мечты и переживания связаны с ними. Слезы ребенка — самый мощный стимул для личностного и профессионального роста педагога, а его улыбка — бесценная награда за труд.
Пока наши сыновья, мужья и братья работают, защищая родину на полях сражений, я и мои коллеги выполняем свой профессиональный долг в тылу. Так и должно быть: каждый человек должен вносить свой посильный вклад в общее дело.
В данной статье хочу поделиться с читателями опытом работы нашего Отделения и своими размышлениями по этому поводу.
Несовершеннолетние от трех до восемнадцати лет поступают к нам из социально неблагополучных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Большинство этих семей — неполные, а потому груз ответственности за содержание, образование и воспитание детей лежит на плечах одного родителя, чаще всего женщины — матери.
Дети и подростки стационара — это особый народ. В отличие от своих сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях, эти дети имеют скудный жизненный опыт. Многое из окружающего мира им в новинку: ни разу в жизни не видели моря, не путешествовали на самолете, корабле, а некоторые даже на поезде, не были в зоопарке, цирке, театре… Этот список того, чего они никогда не видели, не делали, не пробовали бесконечно длинный, он помогает понять истоки многих детских проблем, причины их переживаний.
Нередки случаи, когда ребята становились жертвами жестокого обращения своих родителей. Не статистические данные, а реальные лица моих маленьких земляков стоят сейчас у меня перед глазами. Помню имена и судьбы каждого из них, однако сейчас умышленно не стану их называть, дабы еще раз не причинить им боль. Вот некоторые из них.
Мальчик четырех лет объясняет, почему у него нет передних зубов: «Мама и папа с другими дядями пили водку и ели колбасу. Я попросил колбасы, а мама дала мне по зубам…»
Девочка одиннадцати лет поступила с несколькими гематомами на голове и теле. Опустив глаза, она оправдывает свою мать: «Это я с санок упала».
Мальчик семи лет ушел из дома и ночевал в заброшенном сарае: «Мама сказала, что я мешаю ей жить».
Истощенные, с проблемами в соматическом здоровье и психическом развитии, они долго вскакивают и кричат по ночам, страдают от насмешек своих благополучных сверстников в школе, остро переживают свою неуспешность в учебе и других делах, потому что их развитием никто не занимался, и все-таки продолжают, не смотря ни на что, любить своих родителей и мечтать о счастливой, благополучной семье.
Я часто думаю о том, почему так происходит. Как будто по наклонной мы катимся в пропасть. О чем мечтаем? К чему стремимся?
В юности я и мои ровесники мечтали и верили в завтрашний день, в счастливое будущее своей страны, учились и трудились на благо окружающих людей, своих близких. Много воды утекло… Теперь мы мечтаем о крутом автомобиле, телефоне, супермодной одежде, дворце со всеми удобствами, отдыхе за границей. Мир вещей утягивает нас с головой. Зависть, жадность, эгоизм порождает жестокость. Ничто не свято: ни мать, ни отец, ни Родина, даже собственные дети мешают нам жить. Задумайтесь об этом, люди!
Трудно представить, как может женщина — мать вопреки врожденному инстинкту забыть о своем великом предназначении, о своей роли в семье и бросить на произвол судьбы своих собственных детей?
Какие бы проблемы в семье не возникали, их вином не зальешь, каждая из них требует трезвого и взвешенного решения. Эти истины мы, педагоги Отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ КЦСОН Дубровского района теми или иными методами стараемся донести до родителей наших воспитанников.
Индивидуальные беседы и консультации по актуальным проблемам, тематические встречи: «Любовь и жестокость. Об адекватных способах выражения родительской любви», «Родительский авторитет. Как сохранить себя в качестве родителя», «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» и другие, семейные встречи в родительской гостиной «Формула семейного благополучия», выставки детских творческих работ, содействие в трудоустройстве и решении других жизненно важных вопросов, посещение на дому — таковы основные традиционные формы работы с неблагополучными семьями и семьями группы риска социального неблагополучия.
Используем и новые формы работы с родителями, например, тренинг, психологический КВН, индивидуальные сеансы когнитивной терапии, МАК — терапии (с помощью метафорических ассоциативных карт), приглашение поучаствовать в праздничных досуговых мероприятиях отделения.
Очень важно, чтобы каждый родитель во время встречи нашел для себя что-то полезное, сделал определенные выводы. Это значит, что у детей появится еще один шанс на счастливое семейное будущее.
Каждый человек на протяжении всей своей жизни испытывает острую потребность в любви: родительской, детской, дружеской, со стороны противоположного пола… Но если для взрослого любовь — это лишь условие благополучия, то для ребенка любовь матери и отца — это главное условие полноценного психического развития, ведь без любви малыш не растет и не развивается.
В связи с этим, одна из главных задач педагогов отделения — обратить сознание родителей к мыслям и чувствам ребенка, повысить их психолого-педагогическую компетентность и ответственность за воспитание собственных детей, помочь оступившимся остановиться, ощутить твердую почву на скользком пути в пропасть.
В настоящее время в нашем обществе возникло определенное, достаточно четкое понимание важности и ценности семьи как естественной и самой необходимой среды для воспитания ребенка. Потребности в любви и заботе, в безопасности и признании являются базовыми для каждого человека. В полной мере они могут быть реализованы только в семье.
Именно поэтому усилия специалистов отделения направлены в первую очередь на социальную реабилитацию родственно — кровной семьи.
В случае неэффективности работы с кровной семьей (алкоголизм и деградация личности кровных родителей, смерть родителей) главной задачей педагогов становится подготовка и передача несовершеннолетних, которые проходят реабилитацию в стационаре, в приемную семью либо интернатное учреждение.
Большую роль здесь играет хорошо отлаженное межведомственное взаимодействие. Ведущий специалист по опеке и попечительству администрации Дубровского района с материнским участием относится к поиску для несовершеннолетних потенциальных приемных родителей.
Проверка на психологическую совместимость потенциальных приемных детей и родителей, а также подготовка несовершеннолетних к переводу в замещающую семью — забота педагога — психолога Отделения.
С этой целью проводятся индивидуальные беседы с воспитанниками «Семья моей мечты», «Мои опасения и страхи», «Внутренние и внешние ресурсы личности», организуются встречи несовершеннолетних с членами потенциальной приемной семьи.
Стало доброй традицией поддерживать дружеские, доверительные отношения с уже сложившимися приемными семьями. В течение 2−3 лет после передачи ребенка в приемную семью продолжается их психолого-педагогическое сопровождение. С помощью мобильной связи либо по обращению в Отделение оказывается консультативная помощь в социальной адаптации и решении возникших проблемных ситуаций.
Нередки случаи, когда наши бывшие воспитанники приезжают к нам в Отделение, чтобы поучаствовать в праздничных мероприятиях, рассказать о своих личных достижениях. Эти встречи позитивно влияют на тех ребят, которые по каким -либо причинам не могут вернуться в кровную семью и стоят перед важным жизненным выбором: приемная семья или интернат, они способствуют преодолению детских страхов и развитию социального доверия окружающим людям.
Хочу поделиться еще одним секретом успешности нашей работы по дальнейшему жизнеустройству воспитанников. Мы принимаем и любим своих ребятишек такими, каковы они есть. Рассказывая о детях, мы передаем свою любовь и нежность, свое сочувствие и озабоченность приемным родителям. Они «заражаются» этой любовью, так появляется новая семья.
Если вы спросите, каковы же наши успехи на профессиональном пути, мы счастливы, что они есть: около 70% детей и подростков, которые проходят реабилитацию на базе Отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ КЦСОН Дубровского района, ежегодно возвращаются в свои кровные семьи, 10% детей дошкольного и младшего школьного возраста передаются под опеку в приемные семьи, около 20% воспитанников, к сожалению, поступают в интернатные учреждения области.
На завершающем этапе реабилитационного периода, мы предлагаем нашим воспитанникам рассказать о своих чувствах, мечтах, своем представлении семейного счастья и родительского долга в мини-сочинениях на тему по выбору. Вот некоторые из них.
Как я представляю себе семейное счастье
Счастье в семье — это когда дети и родители вместе, и все заняты делом. Я счастлив, когда помогаю папе что-либо делать.
В счастливой семье всегда мир, нет конфликтов. Если они и бывают, то все заканчивается мирно, без драк.
Счастье — это когда ты знаешь, что за тебя волнуются и переживают, в трудную минуту (например, когда тебя обидели) есть, с кем поделиться и кому защитить. Родители тоже могут поделиться со своими детьми и рассказать о своих переживаниях. Это, по-моему, главное.
Олег, 12 лет
Как я понимаю выражение «родительский долг»
Я думаю, что отец должен быть сильным, чтобы починить забор или крышу, построить для семьи большой дом.
Он должен смотреть за малышами в семье, хорошо объяснять им, чтобы они ничего не натворили. Если что, немного поругать.
Хороший отец должен покупать детям одежду, обувь, готовить еду, спрашивать, как дела. Если у детей все плохо, должен решать все вопросы, а еще обнимать и жалеть их, чтобы не плакали.
Я буду хорошим отцом своим детям.
Алексей, 14 лет
Какой я стану мамой, когда вырасту
Я хочу стать хорошей мамой. Но это будет еще не скоро. Я должна закончить школу и долго учиться.
Хочу, чтобы у меня была большая семья: муж и шестеро детей (три девочки и три мальчика, чтобы все были по парам и помогали друг другу).
Я буду для них очень добрая, никогда не буду их ругать, только если за дело. Буду готовить им на обед все, что они любят.
Буду убирать в доме, чтобы все было чисто.
Буду жалеть детей, когда им грустно. Еще помогать с уроками, учить писать и читать.
Я никогда не буду пить, курить и ругаться матом.
Ангелина, 7 лет
Какими бы ни были семейные проблемы наших воспитанников, слезы и переживания не озлобили детские души. Они продолжают любить своих близких и верят в главное: они станут хорошими родителями для своих будущих детей.
Уже сегодня мы, педагоги отделения, понимаем, что приложенные нами усилия не напрасны. Наши воспитанники ставят перед собой очень важные и нужные не только для себя, но и для общества цели: успешный выбор профессии и рабочего места, семейное самоопределение, они стремятся к достижению своих целей, опираясь на поддержку близких и собственную волю, трудолюбие, веру в себя, на свое здоровье и знания, стремятся к их совершенствованию.
Как известно, линии судьбы пересекаются. Хочется верить, что в будущем мы сможем гордиться ими как хорошими и достойными людьми, а маленький отрезок их жизни в нашем отделении оставит у них только светлые воспоминания.
Педагог-психолог Отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром ГБУ КЦСОН Дубровского района Ольга Владимировна Мартынова