Доктор филологических наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента брянского филиала РАНХиГС Виталий Гавриков, публикующий собственные художественные произведения под псевдонимом Виталий Захарцов, в ходе недавней презентации своих новых книг «Молодильник ЗИЛ для хранения продуктов в безвремении» и «Шоппинговые железы не пальпируются» рассказал, каким является герой современной русской литературы.

Гавриков отметил, что в СССР действовала цензура, несколько ограничивающая писателей. И когда на стыке 80-х-90-х она исчезла, писательское сообщество резко развернулось на Запад. То есть из одной крайности наша литература пошла в другую. В итоге роман о травме, о бессмысленности бытия, о экзистенциальной пустоте стал главным «действующим лицом» литературного процесса. Сегодня русский премиальный роман преимущественно существует в рамках той же «негативной тенденции».

«После распада Советского Союза у нас появился во многом новый герой — человек изломанный жизнью, испорченный пороком или просто с какими-то отклонениями. Обычно это лишние люди, мечущиеся, страдающие, себя мучающие, мучающие других. То направление, что называли «соцреализмом», нарочито пыталось наставлять, иногда это делалось слишком навязчиво и шаблонно. Наверное, поэтому положительный герой так непопулярен уже в постсоветской литературе», — подчеркнул Виталий Гавриков.

Герой с девиацией появляется в произведениях «Домовая любовь» (Евгения Некрасова), «Гнев» (Булат Ханов), «Лампа Мафусаила» (Виктор Пелевин), «Свидание с Квазимодо» (Александр Мелихов), «Исповедь лунатика» (Андрей Иванов), «Похороните меня за плинтусом» (Павел Санаев), «Убить Бобрыкина» (Александра Николаенко).

Виталий Гавриков рассказывает о современной литературе в формате видеоблога. Ролики можно найти на его странице ВКонтакте.

6+