Брянский транспортный техникум представляет собой добротную площадку для реализации различных проектов. В образовательном учреждении есть не только подходящая, современная материально-техническая база, но и опытные, талантливые педагоги. Преподаватели высшей категории общеобразовательных предметов Крупенина Ю.Н. и Жукова Н.В. ежегодно участвуют во многих конкурсах и олимпиадах лично и как руководители обучающихся. Ребята под руководством творческих педагогов становятся победителями множества конкурсов и проектов. Среди них — победители конкурса «Будущие ученые» Сибилев Григорий группа М-21 и Авдеенков Максим группа М-33, Кастова Дарья группа Л-28 и Потачин Даниил группа М-24 победители VII областной студенческой научно-практической конференции «В мире науки». Ежегодно обучающиеся преподавателя высшей категории Леоновой И.Г. становятся победителями и призерами областной олимпиады по информатике и информационным технологиям. Преподаватель высшей категории Семерюк О.М. подготовила победителя регионального конкурса творческих, проектных и исследовательских работ «#ВместеЯрче» Сапонова Артема, обучающегося группы М-11.

«Наша цель — предоставить учащимся возможность на базе техникума самостоятельно ставить перед собой определенную локальную задачу и изыскивать технические пути ее решения, — рассказал изданию NASHBRYANSK.RU преподаватель физики Александр МИНЕНКО. — Ребята должны подобрать различные варианты решения и проанализировать их. Моя же задача как наставника помочь им выбрать оптимальный».

Под руководством Александра Александровича студенты Брянского транспортного техникума не только успешно осваивают учебною нагрузку, но и делают первые практические шаги в рамках индивидуальной проектной деятельности, предусмотренной современными стандартами образования. Данный вид работ предусмотрен и школьном курсе, но там он большей частью носит обзорный, реферативный характер.

Выбор тематики работ продиктован спецификой профессиональной подготовки учебного заведения, но каждой из них можно найти широкое применение, и это неслучайно. «У нас все работы исключительно прикладного характера. То есть мы ищем вещи, которые могут иметь практическую значимость», — подчеркнул Миненко.

Так, на примере некоторых работ можно оценить практическую значимость и перспективность идей и технических решений приведенных в них.

Первая работа — создание автоматизированной системы дезинфекции подвижного состава общественного транспорта на основе бактерицидного излучения. Во время пандемии коронавируса студенты сделали установку, которая дезинфицирует салон автобуса ультрафиолетовым излучением и параллельно проводит озонирование. Причем работает агрегат и в отсутствие человека (время включения и выключения можно запрограммировать). Управлять же им можно дистанционно. Что важно, ультрафиолет проникает даже в труднодоступные места и скрытые полости, к тому же качественно обрабатывает тканевую обивку, которую проблематично обработать традиционными дезинфицирующими средствами.

«Мы получили на установку положительный отзыв и экспертное заключение, наш проект стал призером регионального конкурса, — рассказывает Александр Миненко. — Интерес к аппарату проявило А О Брянская автоколонна 1403. Но чтобы автоколонна приобрела его, нам нужно было пройти процедуру сертификации данного устройства, что является отдельной задачей не входящей в рамки образовательного процесса. Но вскоре волна коронавируса схлынула, и необходимость в покупке автоматизированной системы дезинфекции подвижного состава общественного транспорта стала менее острой. Да и процесс дезинфекции на предприятии все-таки был налажен».

Еще одним значимым проектом стало создание установки для электрохимической очистки поверхности деталей. С ее помощью можно удалять ржавчину и другие окислы с поверхности металла, от которых впоследствии возникают дефекты. Известно, что при механической очистке можно повредить деталь, а зачастую она просто невозможна (в случае сложной геометрии детали и наличия полостей). Созданная же в Брянском транспортном техникуме установка позволят восстанавливать оксидную пленку на поверхности металла в бесконтактном режиме, то есть, не касаясь поверхности — на ионном уровне.

Под номером три стоит проект по созданию камеры для диагностики высоковольтных разрядников «свечей зажигания» под давлением. Известно, что условие формирования искрового разряда зависят от свойства среды в которой он протекает, так, например, при повышении давления потенциал необходимый для ионизации искрового промежутка разрядника возрастает в несколько раз. Установка практически полностью имитирует камеру сгорания (нагнетается необходимое давление), и через смотровое окно можно видеть и анализировать, как функционируют свечи непосредственно в двигателе. Это позволяет не только выявить дефекты свечи, но и дать более адекватную оценку ее состоянию или принять решение о ее замене.

Александр Миненко отмечает: «На этих маленьких проектах оттачиваются элементы более серьезных работ. Зачатки конструкторской деятельности, поиск решения, постановка задачи, подбор оптимальных материалов и средств — всё это так или иначе присутствует. Это полноценный творческий и научно-технический поиск в миниатюре».

Руководство Брянского транспортного техникума поддерживает проектную деятельность. Любые идеи, которые исходят от студентов и преподавателей, рассматриваются, детально обсуждаются. Так студенты с нетерпением ожидают приобретение 3D принтера и фрезерного станка с ЧПУ, что в разы расширит технические возможности и выведет работы на принципиально новый уровень.

Позиция руководства в этих вопросах последовательна. Так, в прошлые годы работа над проектами велась во внеурочное время, то есть на энтузиазме студентов и педагогов. В этом учебном году индивидуальная проектная деятельность включена в учебные планы. Работы в данном направлении предстоит еще много, но направление выбрано и первые уверенные шаги сделаны.