Неосторожный выбор изображения или звукового сопровождения
- 68754
Заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова на этой неделе рассказала, как разместить изображение в рекламе не нарушив закон.
Разумеется, одно из важных условий использования чужих результатов творчества — соблюдение авторского права. Напомним, использовать результат интеллектуальной деятельности, будь то изображение или музыкальное произведение, можно при согласии правообладателя, причем отсутствие запрета не считается разрешением.
Проявлять осмотрительность следует и в случае, если изображение взято из свободных источников. Так, компания, оказывающая услуги вызова водного такси, использовала изображение катера из таких источников. При этом для оказания услуг перевозки на том типе катера, изображение которого разместили в рекламе, требовалась лицензия, а ее у компании не оказалось. Суды обратили внимание, что реклама в данном случае оценивается с позиции обычного потребителя, а он надеется увидеть и вправе рассчитывать на услугу именно того качества, которая изображена на картинке рекламы, то есть на перевозку указанным типом катера.
В рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов. Однако этот запрет не столь очевиден, если речь идет о произведениях искусства, использование которых в рекламе тоже необходимо осуществлять с осторожностью.
Изображение медицинского работника. Нарушить этот запрет можно и случайно, если, например, через образ врача рекламировать услуги для бюджетников. Один из банков предлагал кредитование работников бюджетных организаций. На рекламных буклетах был изображен человек в белой одежде, в руке которого находился медицинский прибор — фонендоскоп. У потребителя, по мнению судов, эти атрибуты ассоциируются именно с образом медицинских работников и не оставляют сомнения в профессиональной принадлежности субъекта. Несмотря на доводы компании о том, что фонендоскоп можно использовать в различных сферах деятельности, суд решил — использование в рекламе финансовых услуг образа медицинского работника подпадает под запрет, указанный законодателем.
Однако возможны занятные исключения, например, использование образа не медицинского работника, а медика и при этом сказочного персонажа — доктора Айболита суды не считают нарушением закона.
Что касается процесса курения, закон и суды указывают — запрещен процесс курения, что означает любое изображение вне зависимости от способа подачи.