Реклама детского питания
- 6398
Реклама продуктов детского питания не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.
Нововведение касается обязательного предупреждения в рекламе БАДов, о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством, а также продолжительности и формата такого предупреждения. Так, в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд, при этом указанному предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты — продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод, что БАДы или пищевые добавки вообще не могут использоваться для лечения каких-либо заболеваний. В соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.
Таким образом, когда из содержания фраз, употребленных при рекламе БАДа или пищевой добавки, потребитель может сделать однозначный вывод о положительном влиянии рекламируемого товара на течение болезни, то такая реклама будет нарушать законодательство. Более того, простое упоминание в рекламе БАДа или пищевой добавки какой-либо болезни уже является нарушающим закон.
Данная точка зрения отражена и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», в котором указано, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Нарушение указанных норм на сегодняшний день является наиболее частым в судебной практике. И при все более широком распространении на рынке биологически активных добавок данное дополнение в закон вполне оправданно.
Разработчики законопроекта предлагают дополнить ст. 14.3 КоАП РФ новым составом административного правонарушения, заключающимся в несоблюдении требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и услуг, а также БАД. Предполагается, что за данное нарушение организации будут уплачивать штраф от 200 до 500 тыс. руб. В настоящее время за подобные нарушения ответственность наступает по общему основанию, предусмотренному в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе). Согласно указанной норме для организаций установлен штраф в размере от 100 до 500 тыс. руб.
Исходя из действующей редакции ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований к рекламе БАД несут только рекламодатели. В законопроекте предлагается применять соответствующие нормы также к рекламораспространителям.
В отношении защиты прав потребителя на достоверную информацию и развития цивилизованного рынка рекламы ужесточение требований и расширение круга ответственных за нарушения указанных норм видится оправданным.
Ранее, в рекламе детского питания нельзя было писать, что товар является полноценным заменителей женского молока и искусственное вскармливание детей полезно. Теперь же, нужно писать убедительно о преимуществах грудного вскармливания детей (Федеральный закон от 28.05.2022 № 150-ФЗ).