Спорные вопросы в определениях понятия и признаков рекламы
- 5726
В адрес Брянского УФАС России на прошедшей неделе поступил вопрос о нарушении законодательства о рекламе. Так, читателей интересует спорные вопросы в определениях понятия и признаков рекламы.
Заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова дала разъяснения по сути данного вопроса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе"реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой формеи с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лици направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированиеили поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. По смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона „О рекламе“ товаромпризнается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенныйдля продажи, обмена или иного введения в оборот. Оценка информации на предмет её отнесения к рекламе осуществляетсяисходя из содержания такой информации, наличия в ней признаков рекламы, а также всех обстоятельств ее размещения.
Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона „О рекламе“ не допускаютсяиспользование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другойпродукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказываетне осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числетакое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойнойзвукозаписи) и иными способами.
Из приведенной нормы следует, что скрытая реклама является одним из видоврекламы. Такая реклама оказывает воздействие на сознание потребителей в форме, препятствующей осознанию данного вида вмешательства, влияющего на свободувыбора потребителя.
Вместе с тем стоит отметить, что такой вид рекламы касается, в первуюочередь, технической стороны распространения информации. При этом к скрытойрекламе не относится, например, „завуалированная реклама“, то есть реклама, распространяемая с нарушением пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона „Орекламе“, как реклама товара, реклама которого запрещена данным способом, вданное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламыдругого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен илисходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, вотношении рекламы которого установлены соответствующие требования иограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Также для отнесения информации к рекламе важно установить наличие уданной информации такого признака рекламы, как её адресованностьнеопределенному кругу лиц.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать лиц, которые не могутбыть заранее определены в качестве получателя рекламной информациии конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализацииобъекта рекламирования.
Так, например, в случае поступления абоненту обезличенного СМС-сообщения с информацией о товаре, работе, услуге, следует оценить содержаниеуказанного СМС-сообщения на предмет наличия в нём признаков рекламы, впервую очередь, наличия цели распространения такой информации —формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и продвижениеего на рынке.
При этом персонифицированное СМС-сообщение, содержащее фамилию, имяили отчество абонента, а также информацию о предложении товара, требуетдополнительной оценки с точки зрения персонализации самого предложения товара. Также необходимо проанализировать, насколько данное предложение уникально для конкретного получателя информации.
В отношении информации, размещенной в социальных сетях винформационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, необходимо отметитьследующее. В случае если информация о товаре, работе, услуге, размещенная в видепубликаций на личных страницах пользователей в социальных сетях в сети"Интернет», направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке, тотакую информацию следует признать рекламой, если представленная информациядоступна для всех посетителей данной страницы, которые не могут быть заранееопределены в качестве получателей рекламы.
Вместе с тем иная информация, размещенная на страницах пользователей всоциальных сетях в сети «Интернет», не формирующая интерес к товару, работе, услуге, например сведения об увлечениях, времяпрепровождении и т. п.пользователей, не является рекламой в связи с отсутствием объекта рекламирования