Как вы уже поняли из предыдущих «серий», если ехать в Дагестан на машине, то это не просто дорога, а возможность увидеть по пути много интересного. Астрахань стала последней точкой перед самой республикой. Дальше нас ждут: море, горы и ислам.

От Астрахани до Дагестана идет прекрасная трасса с неразвитой инфраструктурой, поэтому выезжать лучше с полным баком и термосом. По бокам степь, впереди и сзади ровная лента дороги, на выезде нас проверяют башкиры, на въезде дагестанцы. Оба поста расположены практически рядом. Особых проблем нет — смотрят документы, просят открыть багажник, пару вопросов и мы едем дальше. К слову сказать, дагестанские силовики оказались очень дружелюбные и это сразу дает определенный настрой.

Проезжая по республике, сразу видишь отличия, первое что бросается в глаза — молельни на каждой АЗС, на дорогах полно «Газелей» с разным скотом ну, а к «спортсменам» на ВАЗах мы уже привыкли на трассе. Но инаковость ощущается не только снаружи, но и внутри — здесь своя культура.

Бензоколонки очень любопытные, видно что когда-то это были сетевые станции, но теперь они выглядят также, а называются что-то в духе «Русьнефть», «Укойл» и так далее, по образцу. Непонятно что тут происходило, но факт остается фактом. Вообще заправок много, причем это относится ко всему Дагестану. АЗС, автомагазины, СТО — регион этим изобилует, видимо, из-за большого количества автомобилей. Тут правда стереотип срабатывает, действительно, много Приор и другого отечественного автопрома, но без товаров первой необходимости для автомобилистов вы точно не останетесь.

Изначально, мы планировали доехать до Махачкалы, «закрыть» ее по достопримечательностям и уехать в горные районы, но по дороге, рассматривая карту решаем и запас по времени, решаем, что есть смысл рвануть посмотреть на Сулакский каньон и уже, по старой традиции, ночью заселиться где-нибудь в городе. Как покажет время, выбор был сделан правильный.

Проезжая небольшие села и въезжая в горный Дагестан, постепенно оставляешь бренность мира где-то позади, крюк у нас получается не очень большой и по времени мы успеваем посмотреть на каньон при дневном свете и встретить закат, распивая чай в кафешке прямо на берегу разлома.

На серпантине вас ждет две стоянки, первая и самая красивая называется Лермонтовской, тут вас ждет первый завораживающий вид, угощением чаем и зачатки туристической инфраструктуры, в виде фотографий в бурке с осликами.

Подъезд к самому каньону прекрасный, навигация смартфона ведет к смотровой площадке, здесь есть парковка, а дальше можно побродить вдоль каньона. Вообще сам Сулакский каньон — это настоящее чудо света, его протяженность больше 50 километров. Внизу текут реки, добавляющие эпичности пейзажу. При желании, по реке можно прокатиться на катере, а если у вас есть свободное время, то можно прокатиться или пройтись вдоль каньона, в окрестностях которого расположено целых три ГЭС.

Все мы знаем Гранд Каньон в штате Колорадо США, место тоже очень красивое и величественное, но наш каньон даже глубже, причем больше чем на 50 метров. Хотя измерения у всех разные, поэтому точные данные, не совсем точные. Тут смотря как измерять, но дагестанским красотам явно не хватает пиара. Но, на самом деле, туристов много и это неудивительно — место захватывает. Мы даже когда насмотрелись вдоволь красот, не могли заставить себя уехать отсюда до самой темноты.

Закат — особенное наслаждение для тех, кто любит природные красоты. Величественный разлом, горячий чай и даже окружающие туристы растворяются где-то в глубине твоих мыслей. Ты словно пытаешься напиться не чая, а вдохновения от этого места, впитать себя его красоту и мощь, чтобы самому стать лучше. Уехать заставляет только спустившаяся темнота, надо успеть хотя бы где-то заселиться в Махачкале. И столицы республика — наша следующая точка на маршруте.