Реклама медицинских услуг и методов лечения. В чем разница?
- 4684
В адрес Брянского УФАС России на прошедшей неделе поступил вопрос о нарушении законодательства о рекламе. Так, читателей интересует вопрос о рекламе медицинских услуг и методов лечения, и в чем разница.
Заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова дала разъяснения по сути данного вопроса.
Новикова Н.А. рассказала, что требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
При этом необходимо разграничивать рекламу медицинских услуг и рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Так, часть 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» обязывает сопровождать рекламу лекарственных препаратов, медицинских услуг предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Перечень медицинских услуг определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медицинских услуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медицинских услуг.
Так, если в рекламе присутствует иная информация, позволяющая выделить иные объекты рекламирования, в том числе если реклама раскрывает содержание того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, то реклама подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе и размещение такой рекламы возможно только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
По мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.
Так, например, стоматологические услуги, согласно Номенклатуре являются медицинскими услугами, в то время как ультразвуковая чистка зубов относится к методам профилактики и лечения стоматологических заболеваний. Или реклама УЗИ является медицинской услугой, а указание УЗИ с раскрытием преимуществ данного метода и его эффективности является конкретным методом диагностики и лечения.
Необходимо отметить, что ограничения части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлены и для рекламы медицинских изделий, но не для всех, а только для тех, для использования которых требуется специальная подготовка.
По смыслу Федерального закона «О рекламе» следует, что под лицами, имеющими специальную подготовку, подразумеваются специалисты, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, при этом уровень данного образования (высшее или среднее специальное) не имеет существенного значения.