На этой неделе заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Н.А.Новикова ответила на ряд наиболее актуальных вопросов рекламодателей, связанных с использованием образа медицинского работника в рекламе учебных заведений, занимающихся подготовкой медицинских работников.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Таким образом, использование образов медицинских работников допускается исключительно в рекламе:

— медицинских услуг;

— средств личной гигиены.

При этом, реклама любых товаров с использованием образов медицинских работников допускается в случае, если указанная реклама распространяется исключительно:

— в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;

— в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Таким образом, в случае, если в рекламе учебного заведения, осуществляющего подготовку медицинских работников, объектом рекламирования выступают образовательные услуги, использование в указанной рекламе образов медицинских работников допускается исключительно в случае, если указанная реклама распространяется в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий или в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Также необходимо отметить, что запрет, содержащийся в пункте 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», касается не только визуального образа медицинских и фармацевтических работников, но любых визуальных, звуковых и иных средств, формирующих образ медицинских и фармацевтических работников в сознании потребителя рекламы.

Под образом понимается отражение в сознании потребителей рекламы объектов материального мира, их наглядное, живое представление. При этом необходимо заметить, что использование образов может быть визуальным, звуковым, текстовым.

Визуальным использованием образов медицинских и фармацевтических работников в рекламе, по мнению ФАС России, является изображение в рекламе данных лиц (включая неизвестных или вымышленных), в том числе демонстрация частей тела, силуэтов и т. п.

Следовательно, под образом медицинского и фармацевтического работника понимается, в том числе, указание в тексте рекламы наименования специальности медицинского работника (например, стоматолог, отоларинголог, хирург и т. п.) или профессиональной принадлежности (врач, доктор, фармацевт, аптекарь и т. п.).

Голос человека сам по себе является формой предоставления информации и, по мнению ФАС России, не рассматривается как использование образа медицинского работника, если он явно не создает наглядного представления о медицинском или фармацевтическом работнике.

При этом, следует исходить из того, что сформировать в сознании потребителя рекламы впечатление присутствия медицинского или фармацевтического работника возможно также путем включения в рекламу деталей, свидетельствующих об участии в сюжете рекламного ролика медицинского или фармацевтического работника.