Push-уведомления: реклама или нет
- 3785
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области в последнее время часто поступают вопросы по поводу Push-уведомлений в мобильных телефонах, является ли этой рекламой, следовательно, нужно ли согласие абонента на получение, каковы требования к ее распространению и какая ответственность возлагается на плечи распространителя.
На вопросы ответила заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Наталья Александровна Новикова.
Напомним вначале основные требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.
В соответствии с ч.1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Федеральным законом «О рекламе» установлен однозначный запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента. Обязанность доказывания факта наличия согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи возлагается на рекламораспространителя.
При этом, согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить волеизъявление данного абонента.
По мнению ФАС России, согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в сети «Интернет», не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим.
Push-уведомления — это краткие всплывающие уведомления ограниченного объема, которые появляются на экране компьютера или телефона. Владельцы новостных сайтов, интернет-магазинов и различных сервисов используют их все активнее. В последнее время появились рекламные сети на основе Push -уведомлений. Если посетитель страницы «Интернет» подпишется на такого рода уведомления, то реклама будет приходить ему независимо от того, посетил он сайт или нет, такие сообщения будут приходить прямо на экран мобильного устройства.
На основании чего можно сделать однозначный вывод, что такие сообщения являются рекламными, в связи с чем на получение Push-уведомлений необходимо получение предварительного согласия абонента.
Учитывая технические особенности Push-уведомлений, такие уведомления могут направляться не только операторами связи, но и разработчиками программного обеспечения (приложений), установленных на мобильном устройстве.
На основании вышеизложенного, Брянское УФАС России обращает внимание абонентов услуг связи, подавших заявление в антимонопольный орган, что к заявлению о получении нежелательной рекламы в виде Push-уведомлений также необходимо предоставить название программного обеспечения (приложения), имеющиеся у абонента сведения о разработчике программного обеспечения и т. д.
Статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.