«Мы стараемся выстроить процессы таким образом, чтобы наша деятельность приносила прибыль и нам, и нашим клиентам. Тогда это устойчивая долгосрочная модель. Нам не интересна модель, с помощью которой мы краткосрочно заработаем какое-то количество денег, а клиенты по каким-то причинам от нас уйдут. Нам важно, чтобы они зарабатывали вместе с ними, чтобы они росли, а мы предоставляли им свой сервис».

Об этом на онлайн-конференции «Бизнес и банки: партнерство в цифровую эпоху» рассказал заместитель Председателя Правления, руководитель блока корпоративного и малого бизнеса ПАО «БАНК УРАЛСИБ» Евгений АБУЗОВ (на фото).

На конференции речь, в частности, шла о том, как пандемия коронавируса отразилась на работе Банка Уралсиб, как в последние годы развивались взаимоотношения между банками и корпоративными клиентами, и как меняется рынок банковского обслуживания под влиянием цифровизации.

Вопрос о том, что пандемия COVID-19 изменила для Банка Уралсиб в части подходов, возможностей и форматов ведения бизнеса, интересовал подавляющее большинство участников конференции. По словам Абузова, банку удалось оперативно сориентироваться в новых условиях:

«Мы быстро смогли построить новую модель обслуживания, которая больше фокусируется не на прямом, а на дистанционном взаимодействии с клиентами. Обслуживать стали через новый интернет-банк (его мы запустили спустя 4−5 месяцев после начала пандемии), новый мобильный банк, круглосуточный колл-центр, дистанционных менеджеров. От банка, который фокусировался на прямых продажах и все свои усилия направлял на очное взаимодействие с клиентами, мы перешли к полной омниканальности и нашли свои эффективные модели как привлечения клиентов, так и работы с ними».

В Банке Уралсиб, который широко представлен в разных регионах страны, действительно, существенно перестроили каналы привлечения новых клиентов: если раньше прямые продажи имели доминирующее значение, то теперь их доля снизилась до 25−30%. Две трети бизнес-клиентов банка не посещают офисы банк, взаимодействуя с ним в дистанционных каналах.

Фото Павел Жданов, РБК

«Мы все их нужды закрываем с помощью дистанционного обслуживания, — добавил Евгений Абузов. — Это основное изменение, и, должен признаться, до пандемии нам было немного страшно менять канал продаж, который работал довольно хорошо. Но весь мир перестраивался, других вариантов не осталось. Мы давно шли в этом направлении, но этот шаг пришлось сделать гораздо быстрее, чем планировали, потому что пандемия не оставила нам выбора. И мы видим, что большинство клиентов остались довольны новой моделью продаж».

Зашла на конференции речь и о том, как бизнес приходит в себя после пандемии, и какую помощь в этом оказывает банк. Абузов отметил, что отраслевое восстановление бизнеса было неравномерным — одни индустрии просели, другие выросли. Так, сильное воздействие COVID-19 оказал на туриндустрию, где в первые месяцы ограничений объем операций упал на 90%. Но рынок восстановился быстро, поскольку получил развитие внутренний туризм. Иная ситуация наблюдается в сфере продаж автомобилей и производства строительных материалов — там идет колоссальный рост прибыли. А вот сфера услуг пострадала значительно.

«Однако в целом открывается бизнеса больше, чем закрывается (в 2021 году количество закрываемого бизнеса стало в полтора раза меньше, чем в 2020-м) — мы смотрим за этим, как за барометром по привлечению новых клиентов, — сказал эксперт. — Довольно большую долю в балансе банка занимает именно малый бизнес. Когда начался коронакризис, мы решили, что будем относиться к текущим клиентам малого бизнеса лояльно, но усложнили рисковую политику в отношении приема новых клиентов. При этом никогда не делали стоп-листы, а лишь меняли требования к заемщикам из отдельных индустрий. Мы видим, что кредитующийся малый бизнес восстановился полностью, и на этом фоне довольно сильно «раскрутили» нашу рисковую политику. Даже не политику, а процессы с точки зрения кредитования. В 2021 году кредитование малого бизнеса у нас растет очень большими темпами, по сравнению с 2020 годом мы выросли на 70%, и, думаю, что текущий год мы завершим со 100%-ным ростом к предыдущему».

Фото Павел Жданов, РБК

В прошлом году Банк Уралсиб вошел в топ-10 банков по объему кредитования малого и среднего бизнеса. Есть рост и за счет расширения клиентской базы — ежемесячно в банк приходит порядка 6000 новых клиентов, и это довольно высокий показатель. Продуктовая линейка и отстроенные процессы позволяют привлекать большое количество компаний. Евгений Абузов прокомментировал:

«Тут ситуация, как и в розничном бизнесе: в визитницах большинства людей наверняка лежит 3−4 платежные карты разных банков. Поэтому сложно сказать, что вы какого-то клиента отобрали у конкурента. Конкуренция достигла такого уровня, что никто не уводит клиента, скорее многие стараются увеличить количество банковских предложений для одного человека. За счет этого он может выбирать: один вид продукта берет в одном банке, другой вид — в другом, и за счет этого растет его общая удовлетворенность от работы с кредитными учреждениями».

Банкир уверен, что сейчас можно ожидать рост привлечения, поскольку «значительная часть индустрий стала себя чувствовать лучше, чем в 2020 году, в том числе за счет роста сырьевой экономики и выросших объемов госзаказа». Эксперт отмечает, что «большинство клиентов банка избежали негативных долгосрочных последствий пандемии».

Рассказал заместитель Председателя Правления ПАО «БАНК УРАЛСИБ» и о ближайших перспективах развития банковского бизнеса. По его мнению, финансовые учреждения будут кредитовать малый бизнес с помощью моделей, которые используются при кредитовании физических лиц. Также продолжится текущий тренд: банки будут активнее переходить в дистанционный и цифровой форматы обслуживания.

«Если говорить про то, какая у нас сейчас картинка, то мы хотели бы оставаться банком, который может взаимодействовать с клиентом как онлайн, так и офлайн, но чтобы у человека была возможность получать все продукты в цифровом формате или, во всяком случае, в дистанционном. К сожалению, пока не всё можно перевести в цифру, но в дистанционный формат точно можно перевести всё».

Лицензия:

ПАО «БАНК УРАЛСИБ» (генеральная лицензия Банка России № 30 от 10.09.15)