Центробанк собирается обязать банковские и микрофинансовые организации осуществлять закрытие доступа к онлайн-счетам по клиентской заявке.

В регуляторе сообщили, что не только российские банки, но и МФО обязаны закрывать доступ клиенту к его денежным счетам по предварительной заявке. Подобное решение необходимо для защиты от мошенников, использующих вишинг (обман по телефону). Очень часто злоумышленники побуждают пострадавшего совершать операции с его счетом в свою пользу или оформляют ссуды в режиме онлайн посредством хищения персональных данных.

Центробанк РФ сделал анонс возможности закрытия доступа к онлайн-счетам по заявке клиента еще в начале весны. Сейчас появилась информация, что данное новшество будет распространяться и на организации, выдающие микрокредиты. У заемщиков есть возможность ознакомиться с полным списком МФО России на сайте 1mbank. Сейчас данную возможность прорабатывают на законодательном уровне. Регулятор утверждает, что за 2020 год число мошеннических действия с применением данных методик увеличилось на 147 процентов. Статистика Банка РФ свидетельствует, что объемы подобных операций по всем денежным счетам доходят до 9 млрд. в отечественной валюте.

Эксперты утверждают, что вишинг позволяет злоумышленникам получить средства обманным путем в 37% случаев. Чтобы обезопасить себя от вишинга, нельзя никому раскрывать информацию о своих банковских картах (сроки действия, код, номер и прочее). Чтобы не стать жертвой фишинга (оформление займа по чужим персональным данным) нельзя никому раскрывать информацию из паспорта, идентификационный код и прочее.

Руководитель Национального совета по финансам А. Емелин поддержал данное решение Центробанка, так как считает, что любой человек должен иметь право ограничивать взаимодействие с кредитными организациями. Причем делать это нужно как по виду осуществляемых операций (мошенники часто обманным путем принуждают выполнять операции с онлайн-счетами и ценными бумагами), так и по лимитам по ним (в связи с частыми случаями обмана методами социальной инженерии). Эксперт утверждает, что, несмотря на введение возможности ограничивать доступ, каждый клиент банка или МФО должен всегда быть начеку — сохранять бдительность и никогда не сообщать конфиденциальную информацию третьим лицам.

Эксперт Роман Прохоров (Ассоциация «Финансовые инновации РФ») считает, что вишинг является основной угрозой для клиентов банковских и микрофинансовых организаций, поэтому данная инициатива может стать отличным решением для борьбы с мошенниками. Закрытие доступа клиентом к своему онлайн-счету может дать результат, особенно с учетом массового обмена данными в едином информационном пространстве и глобальной цифровизации в России.

Около 13% российских граждан не хотят пользоваться онлайн-платежами, поэтому для них данная опция будет иметь актуальность. Особенно с учетом интеграции банковских и микрофинансовых организаций в портал госуслуг через «Цифровой профиль». Руководитель отдела борьбы с мошенничеством БКС В. Кухаренко сделал заявление, что цифровизация не должна вредить клиентам финансовых учреждений. Граждане должны иметь множество способов защиты своих счетов, и если есть вероятность их взлома злоумышленниками, человек обязан иметь возможность закрывать к ним доступ.