Вопросам безопасности, в том числе антитеррористической, брянские власти уделяют повышенное внимание, и важнейшую работу в этом направлении ведет ПАО «Ростелеком». Несколько месяцев назад он помог усилить защиту Международному аэропорту «Брянск»: установил систему контроля и управления доступом, сокращенно — СКУД. Корреспондент издания nashbryansk.ru побывал в авиагавани и выяснил, для чего необходима СКУД, как она функционирует, а также какие еще услуги аэропорту (и не только ему) оказывает «Ростелеком» — компания, у которой одна из главных целей — создать в регионе экосистему безопасности.

Международный аэропорт «Брянск», который в последние годы развивается семимильными шагами, в том числе расширяет географию полетов, тщательно охраняется. На входе расположены ворота металлодетектора, поэтому тайно пронести запрещенные предметы невозможно. Багаж также сканируется — на самодвижущейся ленте. В зале ожидания дежурит сотрудник, который бесконтактным способом измеряет входящим температуру. Очевидно, что вопросы безопасности являются первостепенными для руководства аэропорта.

С февраля в тестовом режиме в авиагавани работает система контроля и управления доступом от «Ростелекома». Генеральный директор АО «Международный аэропорт «Брянск» Игорь Сороковой рассказал, что СКУДы пока установлены у входа в две зоны: транспортной безопасности и авиационной безопасности. Проход туда разрешен лишь сотрудникам аэропорта, да и то не всем. Чтобы пройти через пост охраны, человеку следует задержаться возле СКУДа. Система моментально распознает работников предприятия, считывая их биометрические данные, и разрешает доступ тем, кто внесен в базу данных. Проникновение посторонних исключено.

Инженер-программист брянского аэропорта Елена Кузина уточнила: «У нас работает примерно 400 человек, понятно, что охранники не могут всех запомнить в лицо, тем более к какой службе каждый относится. К тому же у нас часто трудятся представители сторонних организаций. Зато информация о каждом забита в базу данных, и система контроля учета доступа тут же определяет — свой или чужой. Бывает, пассажиры не могут сориентироваться и идут за потоком. СКУДы сразу же оповестят охрану, что в запретную зону пытается попасть посторонний».

Безопасность не единственное назначение терминала с биометрическим распознаванием. Он фиксирует, в какое время пришел и ушел работник, что экономит время бухгалтерам при формировании табеля.

В планах аэропорта «Брянск» — поставить аналогичные устройства и на входе в аэровокзал — для пассажиров. Система от «Ростелекома» считывала бы биометрические показатели и передавала сотрудникам информацию — фамилию, имя и отчество прибывшего, номер его рейса, место в салоне. Что немаловажно, в базу были бы внесены сведения из региональных управлений МВД и ФССП — о том, нет ли у пассажира проблем с законом, которые могли бы помешать полету. «Это позволит нам увеличить безопасность полетов», — подчеркнул Игорь Сороковой. Пока же на проверку этой информации уходит определенное время.

«Ростелеком» выбран в качестве партнера неслучайно. «Мы с «Ростелекомом» работаем давно и очень довольны качеством услуг, которые предоставляет этот провайдер, причем за довольно скромные деньги, — признался Игорь Сороковой — Интернет от «Ростелекома» надежный, высокоскоростной. Компания помогает нам идти в ногу со временем и развиваться. К примеру, недавно провайдер установил в зале ожидания две цифровые панели, или «умные экраны». На больших мониторах оперативно транслируется информация о статусе рейсов, прогноз погоды, размещаются объявления и справочные данные — для пассажиров и встречающих. Ранее мы оповещали посетителей только через громкоговорители. Мы рассчитываем разместить еще два аналогичных монитора — в зоне вылета и в зале регистрации».

В сфере безопасности «Ростелеком» имеет немало наработок. С 2019 года компания занимается техническим обслуживанием и развитием системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру «112», или проще — «Системы-112». Все экстренные вызовы от брянцев принимаются по единому номеру «112», фиксируются и оперативно перенаправляются в соответствующую службу. Позвонить по номеру «112» можно с любого телефона, даже при отрицательном балансе и отсутствии сим-карты. Компания «Ростелеком» не только объединила все дежурно-диспетчерские службы Брянской области в единый Центр обработки вызовов, но и построила для чрезвычайных служб региона защищенные каналы связи, установила и настроила оборудование под программно-технический комплекс для приема и обработки вызовов, провела обучение специалистов.

«Мы постоянно модернизируем эту систему, — сообщил директор филиала ПАО «Ростелеком» в Брянской и Орловской областях Павел Зеленин. — Последний модуль, который мы интегрировали, — это контроль с помощью системы ГЛОНАСС за специализированными транспортными средствами МЧС. Это позволяет минимизировать время реакции на экстренные ситуации и повысить безопасность граждан».

В конце прошлого года провайдер выиграл конкурс на построение системы «Безопасный город», и этот проект Павел Зеленин называет знаковым:

«Речь идет не только об установке на улицах умных видеокамер, которые фиксируют и анализируют видеопоток. «Ростелеком» также разместит датчики, которые моментально сработают при возникновении чрезвычайных ситуаций. Разработана программа, отслеживающая все действия диспетчера. То есть мы говорим о мониторинге обстановки и тщательном документировании информации. Проект «Безопасный город» затрагивает фактически все органы управления Брянской области, а выстроить оперативное взаимодействие всех служб крайне тяжело. Но мы справились с работой — во многом благодаря поддержке руководства Брянской области».

Систему «Безопасный город» начали внедрять в Брянске и Клинцах, в ближайших планах — вести работу в районах. Информация с умных видеокамер будет поступать в различные государственные структуры и ведомства, но наиболее полная, обобщенная — в ситуационный центр губернатора Брянской области, открывшийся 21 декабря 2020 года. Этот центр, оборудованный по последнему слову техники, Павел Зеленин называет гордостью филиала компании «Ростелеком». Ситуационный центр оснащен видеоконференцсвязью и другими средствами интерактивного представления информации. При этом каналы связи надежно защищены. Выступая на открытии, губернатор Александр Богомаз поблагодарил провайдера за качественную работу и добавил: «Те возможности, которые заложены в данном центре, позволят мониторить ситуацию в Брянской области. Имея информацию, мы сможем ее анализировать, чтобы принять наиболее эффективные решения по тем или иным проблемным вопросам».

В планах «Ростелекома» — активное развитие в Брянской области современных цифровых сервисов для стабильного и безопасного функционирования бизнеса и государственных структур!