5 мая в России водолазы отмечают свой профессиональный праздник. В этот день Руслан Гринев — начальник Брянского водолазно-спасательного отряда ГКУ «Брянский пожарно-спасательный центр» — рассказал, почему женщинам закрыта дорога в эту профессию и почему тот, кто тонет, не зовет на помощь.

Гринев поведал пресс-службе ГУ МЧС по Брянской области, что ранее среди профессиональных водолазов были женщины. Одна из самых известных — Нина Соколова, которая во время Великой Отечественной войны работала на обеспечении дороги жизни. Она провела под водой несколько тысяч часов, работала в ледяной воде под обстрелами. С 2002 года указом Президента РФ профессия водолаза внесена в запретную для женщин профессию — из-за большого риска. Но они могут быть дайверами.

По словам Гринева, у водолаза должно быть отменное здоровье, как и у космонавта, поскольку снаряжение весит немало. Несколько лет назад оно весило в целом 90 килограммов. Сейчас аппараты современные, усовершенствованные, и вес их составляет не более 50 килограммов. Тем не менее это ощутимо.

Сообщил Руслан Николаевич и о том, что в действительности тонущий человек не может позвать на помощь. Так только в фильмах бывает. Он отметил: «Физиология человека устроена так, что он может либо разговаривать, либо дышать. Когда ему плохо в воде, то он старается дышать, ему не до разговоров. И если есть подозрение, что с ним что-то не так, надо попытаться с ним заговорить. Когда человек действительно тонет, он вам не ответит, а будет смотреть на вас как на неодушевленный предмет. И еще один очень важный момент. У тонущего увеличивается сила, поэтому к нему надо приближаться с большой осторожностью. Спасатель для него как предмет, на который можно забраться. В моей практике был случай — девочка девяти лет обхватила меня с такой силой, что синяки не сходили пару месяцев».

Добавил, что обычно спасенные не приходят к водолазам с благодарностью, напротив — стараются избегать встреч. Гринев объясняет так: «С нами предпочитают не встречаться, потому что мы свидетели плохих моментов в жизни человека».

Он признает, что профессия водолаза крайне трудна, и отмечает, что самое сложное — это поиск и подъем утонувших. Добавляет: «Причем сложно это психологически, особенно когда речь идет о детях».