Оценивание — один из главных инструментов в арсенале педагога. Как сделать так, чтобы оценки были для ученика не стрессовым фактором, а эффективным инструментом получения обратной связи?

Чтобы ответить на этот вопрос, методисты программы развития педагогов «Я Учитель» от Яндекса и ведущие эксперты разработали бесплатный онлайн-курс «Оценивание для обучения». Курс рассказывает о том, почему классические подходы к оцениванию важно пересмотреть и как это сделать.

«Основной критерий при оценивании для меня — это самостоятельность работы, — рассказывает Елена Глебова, учитель начальных классов МБОУ — СОШ № 8 города Клинцы Брянской области. — В оценивании всегда возникают определенные трудности, потому что отметка, которую мы ставим, это внешняя оценка усилий и способностей ученика. Чтобы дать им правильную оценку, нужно знать все внутренние обстоятельства ребенка. Для какого года ребенка какой-то вид деятельности является наиболее простым, а для кого-то тот же простой элемент деятельности является очень сложным. Здесь нужна тонкая работа, и, может быть, какие-то дополнительные диагностики для того, чтобы точно понимать прогресс ученика. Для меня главное, чтобы работа была выполнена учеником самостоятельно, без чьей-либо помощи. Чтобы понять, что ребенок сам выполнил работу, я смотрю на его поведение в течение, например, проверочной работы. Если он подходит и что-то спрашивает у меня или у одноклассников, я вижу, что он какие-то моменты не понимает, это значит, работа выполнена не на все 100% самостоятельно».

В новом курсе учителям рассказывают, как помочь учителю и его ученикам получить более полную и объективную картину учебного процесса, какие инструменты можно и нужно использовать, чтобы лучше мотивировать детей и сделать обучение для них понятнее и полезнее. Всего в регионе по данным Росстата работает 10 тыс. учителей, из них около 4 тыс. составляют учителя начальных классов.

Большая часть курса посвящены формирующему оцениванию — оно, в отличие от итогового, позволяет определить уровень знаний учеников во время обучения. Смысл такого оценивания — не контроль, а корректировка действий ученика в процессе обучения. Формирующая оценка помогает выявлять пробелы в знаниях и сразу же устранять их.

Кроме методов формирующего оценивания слушатели узнают о том, какие инструменты оценивания позволяют развить мышление и учебную самодеятельность, а также научатся отличать эффективную обратную связь от совета и оценочного суждения. Кроме того, эксперты расскажут, как организовать формирующее оценивание при помощи онлайн-инструментов.

Эксперты курса — исследователи проблем оценивания и практикующие профессионалы. О преодолении недостатков традиционного оценивания расскажет директор столичной школы № 1561 Валерий Пазынин, принципы и инструменты формирующего оценивания разберут преподаватель педагогической магистратуры МГИМО Марина Пинская и младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Александра Михайлова, а опытом в предоставлении ученикам эффективной обратной связи поделится директор Лицея им. Софьи Нюберг, преподаватель магистратуры МГИМО и Universal University Анастасия Серазетдинова.