Богатыри-волонтеры: именитые брянские спортсмены бросили вызов коронавирусу
- 4789
Они подавали пример как спортсмены, теперь подают пример еще и как волонтеры. Виталий Минаков, Артем Осипенко, Александр Бояров. Три брянских богатыря, чемпионы с мировым именем, гордость России. Во время пандемии коронавируса они пожелали помогать землякам, которые оказались в бедственном положении, и стали активными участниками акции #МыВместе. При этом вдохновили других брянцев пополнить ряды добровольцев.
Корреспондент издания NASHBRYANSK.RU выяснил у спортсменов, почему они решили стать волонтерами, тяжела ли оказалась миссия и как их встречали жители Брянской области.
Всероссийская акция взаимопомощи в условиях распространения коронавируса #МыВместе, цель которой — поддержка малообеспеченных и маломобильных граждан, а также медработников, — стартовала в марте. Ее инициаторами стали Общероссийский народный фронт (ОНФ), волонтеры-медики, ассоциация волонтерских центров, платформа «Добро.ру». Брянская область подключилась к акции оперативно — в марте был создан (на базе Центра по развитию добровольческого движения и общественных инициатив) региональный волонтерский штаб по оказанию помощи людям в условиях распространения коронавирусной инфекции «Мы вместе». Усилия объединили студенты, работающая молодежь, индивидуальные предприниматели, члены некоммерческих организаций, представители власти — всего около тысячи брянцев. Благодаря им нуждающиеся могли, не выходя из дома, получать продукты и лекарства.
Координацию помощи многодетным семьям взял на себя член регионального штаба ОНФ, четырехкратный чемпион мира по самбо, профессиональный боец смешанных единоборств Виталий Минаков.
«Мамка говорит сынишке: «Поздоровайся с гостями». А он начал кланяться»
Прежде волонтерской деятельностью Минаков не занимался, однако опыт в решении проблем брянцев у него был — спортсмен постоянно протягивал им руку помощи, когда был заместителем председателя Брянской областной Думы, курировал работу комитета по аграрной политике и природопользованию, а также работу комитета по проблемам последствий чернобыльской катастрофы и экологии. Стремление быть полезным людям не покинуло его, и когда он ушел из регионального законодательного собрания. Как только в Брянской области из-за коронавируса были введены жесткие ограничения, он знал наверняка: без поддержки землякам придется туго.
«Те, кто работает с людьми, прекрасно видели и понимали, что во время пандемии помощь спонсоров и волонтеров жизненно необходима. Дело в том, что была объявлена самоизоляция — и многие потеряли работу, закрылись детские садики. Брянцы не могли обеспечивать себя и своих детей. Ни едой, ни одеждой — ничем. Особенно тяжело пришлось тем многодетным семьям, которые и так находились в трудной жизненной ситуации. Их состояние стало плачевным. Осознание этого и подтолкнуло меня стать волонтером», — признался Виталий Минаков.
Первую неделю своей волонтерской деятельности он вел переговоры с представителями общественных организаций и бизнеса — искал сторонников — и наравне с другими добровольцами помогал составлять продовольственные наборы (с учетом потребностей той или иной многодетной малообеспеченной семьи). А затем на протяжении полутора месяцев выступал в роли курьера. Они с товарищами тратили на эту работу по семь часов ежедневно. Всего развезли более 700 продуктовых наборов.
С получателями наборов общались на расстоянии в полтора-два метра, чтобы в период пандемии не подвергать никого опасности. На лицах добровольцев были обязательные защитные маски, на руках — перчатки. «Мы очень строго соблюдали санитарно-эпидемиологические требования, — сказал Минаков. — Все контакты с людьми, к которым мы приезжали, максимально ограничивали. Мы доставали из машины стульчик, ставили на него коробочку с продовольствием и, вызвав хозяина или хозяйку дома, делали несколько шагов назад. Человек забирал, благодарил и уходил».
Знаменитый спортсмен признается, что встречали их с радостью, порой и со слезами. Некоторые его узнавали, однако большинство — нет. И дело не в том, что часть лица скрывала маска. Большое количество многодетных семей, которые посетила команда Минакова, живет за чертой бедности, не имея даже телевизора. Там дети не увлекаются спортом, многие состоят на учете в отделе по делам несовершеннолетних. Виталий Минаков говорит, что условия жизни земляков его просто шокировали. А встреча с одной семьей запомнилась ему особенно.
«Мы приехали к женщине, у которой было пять детей — трое маленьких, двое взрослых. Их дом был больше похож на сарай, — рассказал титулованный самбист. — Через открытую дверь я увидел маленького мальчика с метелкой. Как я понял, мать с детьми пытались быстренько что-то там подметать. Потом все вышли к нам. Мы поздоровались. Мамка говорит самому маленькому сынишке: «Поздоровайся с гостями». Он начал не здороваться, а кланяться. К сожалению, точно не помню, где это было. То ли в Клетне, то ли в Почепе».
Минаков отмечает, что для него самое сложное в деятельности волонтера — это видеть, в каких условиях живут люди: «Человек прозябает в нищете. Вот приезжаешь и что ты ему скажешь? Он берет эту коробку и как-то себя неловко чувствует. И у нас ком в горле, и у него. Многие слезы пускают. Зато когда в такие моменты смотришь человеку в глаза, не просто осознаешь, а сердцем чувствуешь, насколько важна наша работа».
Заслуженный мастер спорта по самбо благодарит всех, кто решил поучаствовать в акции #МыВместе, особенно охранную ассоциацию «Содружество», которая посвятила помощи нуждающимся почти 70 процентов своего рабочего времени. «Люди в ущерб своему бизнесу на протяжении полутора месяцев занимались волонтерскими делами. Они работали на своих машинах, обклеенных эмблемами акции #МыВместе, чтобы видели нашу деятельность», — говорит он. И добавляет, что, когда стал добровольцем, на его страницы в социальных сетях начали писать неравнодушные брянцы. Они выражали готовность присоединиться к акции, и работа нашлась всем.
«Буквально за минуту нашу машину окружили цыгане»
У Артема Осипенко — девятикратного чемпиона России по самбо, семикратного чемпиона мира, — как и у Виталия Минакова, опыт волонтерской деятельности оказался первым. Спортсмен признается, что не мог стоять в стороне, когда землякам потребовалась помощь, тем более что является сопредседателем регионального штаба Общероссийского народного фронта, а ОНФ участвует в акции #МыВместе. Вместе с другими добровольцами Заслуженный мастер спорта России развозил нуждающимся — в основном старикам и семьям с неизлечимо больными детьми — продукты питания, бытовую химию, лекарства — примерно 30 наборов ежедневно.
По словам Осипенко, брянцы встречали их радушно. «Очень много было бабушек и дедушек, — рассказывает самбист. — Привозишь им набор, а они говорят: «Пойдемте мы вас кофейком напоим, чайку нальем». Мы отвечали: «Спасибо вам большое, нам нельзя», желали здоровья, хорошего дня и уезжали. Хочу отметить, что мы, волонтеры, прежде чем отправиться по адресам, проходили обучение. Нам говорили, что нужно соблюдать дистанцию, нельзя заходить в дом и дотрагиваться до человека. И мы эти требования соблюдали — то есть никакого контакта».
Многие брянцы, ожидающие приезда добровольцев, оказались людьми одинокими, поэтому нуждались не только в продуктах питания или лекарствах, но и в общении. Осипенко вспоминает, что один из жителей Советского района Брянска попросил послушать пару его стихов и высказать потом свое мнение. Волонтеры охотно согласились. Мужчина читал, стоя в дверях квартиры, гости находились в подъезде, на определенном расстоянии. Артем Осипенко утверждает, что стихи понравились всем. Еще один брянец после общения подарил им книги «Василий Храбрый» и «Дмитрий Красивый», автором которых является краевед Константин Сычев. Особенно запала Артему Осипенко в душу встреча с ветераном Великой Отечественной войны. Спортсмен говорит:
«9 мая мы в Брянске развозили помощь и заехали к пожилому мужчине, который служил в Смерше (Смерш — сокращенно от «Смерть шпионам» — легендарное управление советской военной контрразведки (1943 — 1946 годы). Органы Смерша занимались разоблачением вражеских агентов — прим. ред.). — Он показывал свои награды, рассказывал про военные годы. В частности поведал нам, как потерял друга: «Наша задача была наблюдать. Мы стоим с ним, смотрим, и его заметили, похоже. Выстрел — моего друга нету. Я стоял метрах в 20. Я лег на землю, подполз к нему. Уже всё». Человек, который это рассказывал, все равно остается чекистом до конца. Видимо, поэтому в конце встречи он добавил: «Что-то я слишком много болтаю».
Запомнились спортсмену поиски цыганской семьи, проживающей в частном секторе Володарского района Брянска. Задача оказалась не из легких, потому что на многих домах отсутствовали таблички с указанием адреса. В конце концов они с напарником обратились за помощью к местным ребятишкам, при этом объяснили цель своей поездки. Те, видимо, усомнились, что перед ними волонтеры, и стали отвечать туманно — мол, езжайте туда, где стоит сгоревший дом. Осипенко им сказал, что видел как минимум три сгоревших дома — о каком именно идет речь? Потом к ним подошел парень с кувалдой в руках и присоединился к беседе. Наконец цыгане согласились показать дом. Осипенко делает вывод, что, пока шел разговор, кто-то украдкой связался с девушкой, которой везли продовольственный набор, и та разрешила ее найти.
«Нас встретила молодая цыганка, а вскоре подошла целая толпа — взрослые и дети. Буквально за минуту нашу машину окружили, — поведал спортсмен. — Я машину на всякий случай запер — все-таки нам еще на ней помощь оказывать. К тому же в багажнике целая гора пакетов. Я думаю, если что — нам будет туго. Мы быстренько дали девушке расписаться, передали пакетик — и понеслось. Один цыганенок говорит: «Прокати меня». Я ему говорю: «У меня машина забита, я не прокачу тебя». Другой: «А сигаретку не дашь?» Я ему: «Не курю». Мы бегом-бегом в автомобиль — а они следом и вопросами осыпают. Мы в машину сели, закрылись, завелись и поехали. Признаюсь, страшновато было, когда нас окружили. Когда окружают, ощущаешь какой-то дискомфорт».
Работу в частном секторе, признается Артем Осипенко, часто усложняли дворовые собаки: «Они за забором гавкают, а ты кричишь, стучишь — и хозяева не слышат. Они в этот момент могут на огороде быть, в погребе или сарае. Приходится долго-долго бить в калитку, громко звать жильцов, множество раз звонить на мобильный — в общем, тратить кучу времени. Более серьезных проблем в период моей волонтерской деятельности, к счастью, не возникало».
«Трое суток просидели в темном подвале»
Александр Бояров — абсолютный пятикратный чемпион мира по силовым видам спорта — помогал людям и прежде, но не в таких масштабах, как во время распространения коронавируса.
Спортсмен долгое время работает в брянском физкультурно-спортивном клубе инвалидов «Пересвет», его подопечными являются колясочники и пенсионеры. Недюжинная сила Боярова неизменно требуется, когда члены клуба отправляются на соревнования. Занести инвалида в автобус — дело не из легких, но брянского богатыря не приходится просить дважды. Еще Александр Бояров является членом брянского общественного движения «Добромир», созданного в июле 2019 года для помощи нуждающимся. Заготовить одиноким старикам дрова на зиму, наносить воды, посадить деревья в лесу, устроить акции для детей — всё это Бояров делает наравне с другими добровольцами.
Узнав о том, что стартовала Всероссийская акция взаимопомощи в условиях распространения коронавируса #МыВместе, что одним из инициаторов выступает Общероссийский народный фронт и что в Брянской области формируется волонтерский штаб «Мы вместе», Бояров, который является экспертом ОНФ, сразу же записался в добровольцы и попросился на передовую. Другие добромировцы тоже присоединились к благотворительной акции.
Каждый день волонтера Боярова был расписан буквально по минутам. Спортсмен рассказывает:
«Утром звонят из штаба и информируют, сколько заявок на сегодня есть и какие это заявки. Мы с напарником выбираем район Брянска — исходя из того, каким количеством времени располагаем, — берем продукты питания, загружаем в машину и развозим по адресам. Брали заказы и по медикаментам, а эта работа особенно утомительная, ведь надо сперва раздобыть рецепт, затем поискать лекарство в аптеках и наконец доставить нуждающимся. Носить пакеты приходилось в любую погоду, даже в дождь. Обычно по шесть — семь часов работали. Бывает, сам голодный, но наборы везешь людям, потому что понимаешь: ты потерпеть можешь, а бабушка, которой жизненно необходимы продукты или лекарство, уже не потерпит. Даже в воскресенье выезжали. Самое большое удавалось посетить 27 адресов».
Встречали их радушно, многие ради них готовили пироги, беляши, хачапури. Хотелось, признается Бояров, отведать угощения, чтобы уважить земляков, но волонтерам строго-настрого запрещалось брать что-либо — все-таки в регионе бродит опасный вирус, к тому же граждане — малоимущие, а значит, сами испытывают нужду. Еще добровольцы категорически отказывались заходить в квартиры, хотя брянцы приглашали постоянно, и напоминали о социальной дистанции.
Много встреч запомнилось титулованному спортсмену, а одна запала в душу. Он говорит: «Это было в Брянске. Мы приехали к одному дедушке, привезли продукты питания. И он рассказал нам, как они с маленькой сестрой во время Великой Отечественной войны прятались в подвале. Трое суток просидели в темном подвале, есть им было нечего. Потом добавил: как бы тяжело ни приходилось сегодня людям, следует помнить, что были времена гораздо хуже. И не дай Бог, чтобы они повторились».
Бояров регулярно публиковал в социальных сетях фотографии — в качестве отчета о своей волонтерской деятельности. Некоторые брянцы поставили это ему в упрек — дескать, пиарится спортсмен на горестях земляков. Но Бояров утверждает, что цель фотоотчета иная.
«Некоторые говорят, что добро должно быть молчком, а я считаю, что люди должны о нашей деятельности знать, — сказал Бояров. — Необходимо подавать пример. Это я и делаю. Я не пиарюсь, а показываю людям, что нужно делать и как нужно делать. И когда по Интернету разлетелись фотографии, мне стали звонить и писать люди. Они говорили: «Ой, я тебя видел. А какую помощь я могу оказать?» То есть уже за мной пошли люди, которые захотели помогать. Так и возникает цепочка добровольцев. Нужно только вдохновить человека».
Брянские богатыри признаются, что волонтерская деятельность выматывает и физически, и эмоционально, однако мотивация сильна — на кону жизни земляков. И так же, как в спорте, им нужно выкладываться на максимум, чтобы одни не голодали, другие могли вовремя принять жизненно необходимое лекарство. На соревнованиях спортсмены боролись за золото, но как волонтеры получили то, что намного дороже золота: благодарность сотен людей.
Алексей СОРИН