Утраченная мозаика: в Брянске отреклись от олимпийского мишки и покорителей космоса
- 5129
При работе над огромной мозаичной картиной, которая украшает стену храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в парке-музее имени А.К. Толстого), брянский художник Виктор Колбасов столкнулся с чудом.
«Любая работа сопряжена с какими-то трудностями, сто процентов. То там что-то не получается, то там. Эта же прошла гладко. Даже на этапе закупки материалов, — вспоминает он. — Мы съездили в Москву и за один раз привезли всё. Куда ни приедем — всё есть. Раньше только и слышали: «Такого цвета нет, подождите» или «Такого клея нет, подождите». И в Брянске всё как-то ровно пошло, без стопоров. Хоть работа и большая. Иной раз маленьким проектом занимаешься — и мороки много. А тут на протяжении трех с половиной месяцев никаких проблем. Поразительно!».
Каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (единственный в Брянске бесстолпный купольный храм позднего классицизма) возвели в 1827 году на месте деревянной Преображенской церкви — в память о пребывании в Брянске императора Петра I (1708 год) и императора Александра I (1823 год). Деньги выделил местный купец Афанасий Бабаев, в доме которого государь Александр Павлович и останавливался. У входа в храм — в арочных нишах — были установлены гипсовые бюсты двух царей. Позже в пристроенной трапезной части устроили придел во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1930 году из храма изгнали священнослужителей и прихожан и сделали там спортзал. Лишь в 2005 году здание вновь передали Брянской епархии, и в нем возобновились богослужения.
С биноклем в руках
Заказ на создание мозаичного панно Виктор Колбасов получил в 2014 году от настоятеля храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерея Павла Прадуна. Работа началась с проверки состояния стены. Оказалось, что ее следует укреплять: сбивать старую, рассыпающуюся штукатурку, крепить металлическую сетку и штукатурить заново. Когда этот этап был пройден, Виктор Васильевич с сыновьями Николаем и Сергеем приступили к созданию панно. Они выполнили эскиз в натуральную величину и поехали в Москву за питерской смальтой (именно с ней опытный художник Колбасов предпочитает работать — из-за богатой и не тускнеющей цветовой гаммы).
Основную часть работ делали в мастерской Виктора Васильевича.
Фото из семейного архива семьи Колбасовых
«Сначала резали смальту. Это длительный процесс, — отмечает Колбасов. — Блины радиусом сантиметров в 40 надо поделить на полосы, а те, в свою очередь, — расколоть на зубцы. Потом стали прикидывать, какой цвет подойдет к другому. Подбирали тональность, полутональность, блики. Мастерская у меня двухэтажная, и мы на земле раскладывали панно, а со второго этажа корректировали. На финальном этапе поделили картину на плиты (размером 50 на 50 сантиметров) и с помощью плиточника стали монтировать на стену храма».
Чтобы картина выглядела на стене безупречно, Виктор Колбасов купил бинокль и с его помощью контролировал процесс. Благодаря ручному оптическому прибору мастер мог рассмотреть малейшие неточности, будь то неверно подобранный цвет или неточно выбранная форма плитки. А перевернув бинокль, мог оценить панно целиком на расстоянии. «Вот таким вот хитрым русским способом осветляли, затемняли, придавали изображению нужный объем», — признается художник.
Виктор Васильевич говорит, что доволен мозаичным панно: «Горд, что эту работу сделали. Значит, жизнь прожита недаром. След останется. На сегодняшний день это мой самый масштабный проект. До этого мы с сыновьями делали лишь небольшие мозаичные картины, в том числе на храмах в Новозыбкове и Красной Горе».
Интерес к мозаике появился у Виктора Колбасова в юности. Освоением этого ремесла он стал заниматься в рекламно-художественном комбинате, который находился в Советском районе Брянска. Совершенствовал знания в Брянском строительном колледже имени профессора Н.Е. Жуковского. А впервые применить их на практике удалось в армии, в Ленинграде. Талантливый парень помогал опытным художникам, и полученные навыки оказались бесценными.
Колбасов никогда не принуждал сыновей идти по его стопам. Стать художниками они решили сами, вдохновившись примером отца.
«В детстве они ходили в изостудию и делали успехи, — рассказывает Виктор Васильевич. — Впоследствии мой старший, Николай, поступил в брянское художественное училище, где я преподавал резьбу по дереву. Он стал осваивать не только резьбу, но и мозаичное дело, а также иконопись. Не потерял интерес к творчеству и младший, Сергей. Тогда я сделал мастерскую. Думаю, надо мотивировать ребят, чтобы вместе работать. И вскоре стали мы одной бригадой, где каждый знает свое дело».
В последнее время именно резьбой по дереву занимается семейный подряд Колбасовых. Заказов по мозаике, признается мастер, катастрофически мало.
Хулиганский поступок
Рождение Пресвятой Богородицы — это самая масштабная мозаичная картина, появившаяся в Брянске за последние 30 (!) лет. Очевидно, что сегодня интерес к этому старинному виду декоративно-прикладного искусства в городе невелик. В советские же годы изображениями из смальты часто украшали унылые фасады и торцы зданий различного назначения. Такая мода охватила весь СССР. По словам искусствоведов, мозаика на фасадах зданий выполняла двойную функцию. Во-первых, агитационную, поэтому художники изображали солдат, космонавтов, рабочих, ученых, спортсменов, врачей, пионеров — в общем, всех, кем гордились в Союзе. Во-вторых, архитектурно-строительную, ведь благодаря мозаичным панно отпадала надобность в частых ремонтах (смальта в отличие от краски не теряла цвет, не выгорала и держалась прочно), а заодно здание получало дополнительную теплоизоляцию.
В Брянске наиболее яркие мозаичные образцы были созданы в 1970-х — 1980-х годах, к тысячелетию города. О том, как в то время велась такая работа, рассказал брянский художник-монументалист Сергей Клещиков:
со страницы Сергея Клещикова в социальной сети «ВКонтакте»
«Была отработанная система. Заказы на оформление фасадов мозаикой давали только дипломированным художникам-монументалистам. В Брянске нас было менее 15 человек. Заказы по стоимости до десяти тысяч рублей (тогда это были очень большие деньги) разрешалось утверждать худсовету в Брянске. Если заказ был выше десяти тысяч (как, например, для бассейна «ДОСААФ»), подключался экспертный совет республиканский. Мы возили эскизы в Москву. Когда получали одобрение, начиналась подготовительная работа: колка смальты, подбор палитры. Затем приступали к исполнению».
По словам Клещикова, делать панно можно было по-разному, но высшим пилотажем считалось — прямым набором на стену. Именно так Сергей Сергеевич всегда и предпочитал работать. Так он делал пастораль на здании Брянского базового медицинского колледжа (Бежицкий район) и два патриотических панно — на бывшем кинотеатре «Комсомольский» (Советский район) и бассейне «ДОСААФ» (Володарский район). Но сейчас фрагмент мозаики на бывшем кинотеатре скрыт рекламным баннером. Клещиков говорит, что видеть столь явное пренебрежение к своей работе — пытка:
«Пять или шесть лет назад мозаика на бывшем кинотеатре была очень сильно залеплена разнообразной рекламой, и я делал свое протестное движение. Я говорил коммерсантам: «Ребята, вы уничтожаете произведение искусства. По сути дела, совершаете преступление». В общем, вышел скандал. В конце концов я плюнул на это дело. Потом они убрали-таки рекламу, а сейчас вот опять — появился хулиганский баннер. И рекламируется на нем закусочная «Хулиганы». Такое чувство, что в Брянске мозаичное искусство ни в грош не ставится».
А между тем, по словам Сергея Сергеевича, эту работу отмечали в Москве как одну из удачных. На картине, которая занимает три стены, изображены красноармейцы. Дополнена она элементами индустриализации. Изображены шестеренки, чан, в котором варится металл. Есть главный символ СССР — серп и молот. Планировалось оформить и заднюю стену, чтобы здание стало похоже на мозаичную шкатулку, имело цельный образ, но средств уже не хватило, да и время поджимало. Однако и без четвертой стены композиция, над которой Клещиков с коллегами работал два года, выглядит законченной.
Самым сложным и самым эпичным своим мозаичным творением Клещиков называет панно на бассейне «ДОСААФ». В последние годы оно рассыпается из-за безграмотной эксплуатации.
«За стеной плохо следили, и сверху стали отваливаться целые куски, — сетует художник-монументалист. — Это болезнь многих эксплуататоров зданий. Дело в том, что вверху должна быть надежная защита от дождя и снега: отливы, чтобы вода не попадала на кирпичную кладку. Представьте, намокает кирпич, потом ударяет мороз, и кирпич просто-напросто рвется, а затем падает — вместе с цементным раствором и смальтой. Пластом».
Реставрировать же художественное произведение собственник здания не спешит. Очевидно, эта статья расходов не является для него приоритетной.
Беззащитная мозаика
Под угрозой и другие мозаичные панно. Так, роскошная картина на космическую тему, расположенная на бывшем кинотеатре «Космос» (Фокинский район Брянска), уже несколько лет скрыта гигантским рекламным баннером букмекерской конторы.
Композиция с олимпийским мишкой на жилой пятиэтажке по улице Брянской Пролетарской Дивизии (Бежицкий район) уничтожена полностью. Только по тусклым силуэтам можно угадать, что было изображено на стене.
По соседству находятся еще два пятиэтажных дома с мозаикой. На одном художник изобразил детей под солнцем, на другом — планету в руках крестьян. Но фрагменты произведений уже отсутствуют: собственники квартир замаскировали их раствором, обладающим теплоизоляционными свойствами. Не пожалели панно и арендаторы, залепили часть стены рекламной вывеской.
На сегодняшний день картины на фасадах зданий в Брянске полностью беззащитны. Их судьба исключительно в руках собственников недвижимости. По словам исполняющего обязанности заместителя главы Брянской городской администрации Николая Голубокого, в областном центре отсутствуют нормативно-правовые акты, охраняющие такие объекты монументального искусства.
«Существует перечень объектов историко-культурного наследия Брянской области, но в нем нет зданий, на фасадах которых размещены мозаичные панно. В целом же обязанность следить за надлежащим состоянием фасадов зданий возложена на правообладателей объектов недвижимости. Требования к содержанию фасадов прописаны в Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска. Эти правила приняты Брянским городским Советом народных депутатов и утверждены 28 июня 2006 года», — сообщил Голубокий.
По его же словам, власти Брянска считают, что объекты декоративно-монументального искусства советской эпохи должны быть сохранены для потомков. Но как убедить в этом собственников недвижимости, они, похоже, не знают.
Между тем историки, архитекторы бьют тревогу. Доктор наук, профессор Брянского государственного инженерно-технологического университета (БГИТУ) Александр Городков отмечает, что зданий с советской мозаикой в Брянске — единицы, и каждое панно имеет художественное значение. Он говорит:
«Это наша история, история нашей архитектуры, история эстетики оформления зданий. Пренебрежение к работе мастеров, которое наблюдается сегодня, мне совершенно непонятно. Мозаичные картины нужно сберечь. Нужно отреставрировать те, которые в этом нуждаются. Это же уникальные вещи, в них отразились духовно-нравственные ценности нескольких поколений! Пусть наши городские архитектурные службы приглашают специалистов, чтобы они обследовали творения советской эпохи и определили спектр работ. Все наиболее выразительное, что остается в эпохах, необходимо сохранить. Это мое твердое убеждение».
Рассуждая о ценности урбанистического мозаичного искусства, Александр Васильевич привел в пример панно на здании «Ростелекома» по проспекту Ленина. Выполнил работу брянский монументалист и живописец, член Союза художников СССР Виктор Кочетков (он же декорировал мозаикой звезду на Кургане Бессмертия). Со слов Городкова, здание было типовым, ничем не примечательным, и было принято решение украсить стену. Кочетков придумал композицию в духе советского искусства, и его стараниями стена стала яркой, красочной. К тому же художник сумел придать композиции объем, что крайне сложно.
Брянский архитектор-реставратор, член Союза архитекторов России Александр Перов тоже уверен, что картины на зданиях необходимо беречь, поскольку они являются синтезом архитектуры и монументального искусства. Он сетует, что собственники зданий не видят в советских произведениях из смальты ничего ценного.
«Такое пренебрежение абсолютно необоснованно, — считает он. — Не пытаться сохранить эти творения — все равно, что плевать в колодец. По-другому я не назову. Рано или поздно столь преступное отношение к искусству аукнется. Сделать мозаику — это величайший труд! Вы только представьте, сколько времени требуется, чтобы просто расколоть смальту! Все руки порежешь. Мне посчастливилось принимать участие в установке мозаичного панно на Брянский кафедральный собор во имя Святой Троицы (картину делали ребята из Москвы). Каких трудов стоило только повесить! Ветром сдувало».
Дорогое удовольствие
В Брянске образцы урбанистического мозаичного искусства уходят в историю. На многоэтажных домах, которые построены за последние три десятилетия, картин из смальты не найти. Исполняющий обязанности заместителя главы Брянской городской администрации Николай Голубокий напомнил, что «возведение объектов капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, разработанной физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующий допуск». С его же слов, в последние годы застройщики не оформляют фасады зданий мозаикой, поскольку это сопряжено со значительными финансовыми затратами.
Брянский художник-монументалист Сергей Клещиков, соглашаясь с этим утверждением, уверен, что проблема обширнее:
«Действительно, это очень дорого. Килограмм смальты стоит до 800 рублей, а на квадратный метр панно надо примерно 40 килограммов смальты. Ну и по мелочам — клей, сетки, арматура. И плюс работа мастера. Самый бюджетный набор квадратного метра — это где-то 250 тысяч рублей. Еще мозаику на зданиях не делают, потому что это очень трудоемкая работа, длительная по времени. Еще одна причина — в Брянске остается все меньше и меньше мастеров, которые могли бы сделать панно».
Доподлинно известно, что учебными программами профессиональных образовательных заведений Брянска не предусмотрена подготовка специалистов по изготовлению мозаики. А значит, будущее этого вида искусства находится под большим вопросом.
Брянские художники, архитекторы, историки сходятся во мнении, что в городе должен быть принят закон, который бы защищал произведения искусства, который бы обязывал собственников зданий беречь уникальные мозаичные панно на фасадах и торцах. Лишь в этом случае картины, в которых отразилась целая эпоха, будут сохранены для последующих поколений, а Брянск сохранит свое неповторимое лицо.
Алексей СОРИН