Троллейбус vs автобус: (не)потопляемое МУП «БТУ»
- 2243
Рогатый транспорт
Об упадке троллейбусной системы общественного транспорта города Брянска говорят уже давно. Причем, каждые полгода появляется новость об очередном витке финансовых проблем МУП «Брянское троллейбусное управление». И каждый раз через несколько месяцев после такого власти города обещают поднять со дна важное для жизни горожан предприятие.
Очередной подобный виток произошел в прошлом году. Вообще 2018 выдался для всего общественного транспорта Брянска далеко не самым удачным и «рогатые» не стали исключением. Финансовые дыры бросали тень не только на возможность обновления автопарка, но и даже на само существование предприятия. Хуже всего дела обстояли с долгами за свет.
24 сентября 2018 года ООО «Росгортранс» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании МУП «Брянское троллейбусное управление» банкротом. Однако иск был оставлен без движения из-за допущенных при подаче нарушений и 16 ноября дело вовсе прекратилось. Данный прецедент был уже не первым, когда МУП висело на волоске от несостоятельности.
Все не так и плохо
Однако, как это обычно и бывает, за темной полосой последовала светлая. 18 февраля директор БТУ Наталья Назарова заявила, что энергетикам перечислено три миллиона рублей для погашения задолженности. Дальше дела пошли еще лучше: в начале лета стало известно о выделении брянским троллейбусам 33 миллионов рублей для предупреждения будущего банкротства.
«Депутаты внимательно относятся к муниципальному транспорту, в том числе к брянским троллейбусам. Мы поддерживали и будем поддерживать это предприятие» — пояснил глава города Александр Хлиманков на заседании горсовета.
Судя по всему, выделенные средства не уходят в пустую. Руководство предприятия активно ведет закупочную деятельность. По данным портала Госзакупок, Брянское троллейбусное управление провело несколько ощутимых процедур закупок для нужд общественного транспорта. Среди них поставка ГСМ на 1 866 000 рублей, поставка автомобильных шин на 1 985 667 рублей и покупка блоков управления спидометром на 396 824 рублей.
Также компания взялась за свои права и активно судится с нерадивыми контрагентами и поставщиками. По данным портала «Электронное правосудие», юристы троллейбусников выступали в роли истцов в восьми делах в Арбитражном суде Брянской области с начала 2019 года. Это говорит о том, что МУП борется за каждую копейку бюджетных средств.
Синие конкуренты
2019 год проходит для властей Брянска, как, впрочем, и для жителей, под светом ярких национальных проектов. В нашу область на те или иные нужды вливаются огромные средства и городская среда начинает преображаться. Ремонтируются парки, скверы, дворцы культуры и, конечно же, приводятся в порядок дороги Брянска.
Следствием этого стало появление на улицах города новых синих автобусов. Причем новые автомобильные улицы, как свежая Романа Брянского, и отремонтированные старые позволили существенно увеличить сеть автобусных маршрутов.
Все это пришлось по вкусу жителям Брянска и многие стали отказываться от маршруток в пользу автобусов.
В июле о работе «синих» говорили в Брянском городском Совете народных депутатов, на заседании комитета по городскому хозяйству, связи и транспорту. Выступающие отметили, что с начала года муниципальными автобусами воспользовались более 5,1 тысячи человек. За аналогичный период прошлого года цифра была намного меньше — 3,3 тысячи. На другом совещании выступал директор Брянского пассажирского автотранспортного предприятия Александр Андросенко, который рассказал о резком повышении показателей деятельности. Автопарк пополнился 134 автобусами и теперь средний возраст машин составляет чуть меньше пяти лет. В результате общая доходность компании выросла на 43,6%. Это позволило поднять зарплаты водителей до 30 тысяч рублей.
Однако такое развитие «синего транспорта» может поставить под удар своего неявного конкурента — МУП «Брянское троллейбусное управление». Автобусы стали намного популярнее троллейбусов. Это особенно заметно в часы пик, когда ЛиАЗы едут набитые пассажирами, а «рогатые» не могут набрать и половины салона. Но в этом нет никакой загадки. Новенькие автобусы намного комфортабельнее, быстрее и ходят значительно чаще троллейбусов.
Туманное будущее
И хотя дела у МУП «Брянское троллейбусное управление» наладились, перспективы развития остаются пока расплывчатыми. Оба конкурента находятся под крылом Брянской городской администрации, но МУП «БПАП», владеющее автобусами, явный фаворит.
Это может спровоцировать новую темную полосу в истории троллейбусного управления. Как рассказали редакции НашБрянск.ру в УФССП по Брянской области в отношении предприятия уже возбуждено два исполнительных производства о взыскании 196 414 рублей задолженности и 10 тысяч рублей в качестве исполнительского сбора.
Если долги опять будут нарастать комом, то новые вливания из бюджета города не заставят себя долго ждать. Остается вопрос в их целесообразности, имея такого конкурента, как МУП «БПАП».