«Творец» — так называлась статья, написанная мною к юбилею А.С. Панченко, вскоре получившего звание «Почетного гражданина города Брянска». Роль ее в этом награждении не более, чем Мишки в сказке о репке, ибо Александр Сергеевич заслужил столь высокую награду своим подвижническим трудом.

Как тогда, так и сейчас я взялся за перо не потому, что кто-то посоветовал сделать это, а в силу внутренней потребности отреагировать на кончину талантливого дизайнера, художника в самом высоком смысле этого слова.

Надеюсь будет официальный некролог с перечислением тех объектов, которые рождены его талантом, с подписями тех, кто высоко ценит уникального творца.

Это же всего лишь несколько личных штрихов к портрету созидателя.

Так случилось, что мы с ним очень разные люди, каждый шел по жизни своим путем, но пересечение наших судеб каждый раз рождало какой-то новый объект. Четыре раза я был заказчиком, а он- исполнителем.

Первый раз — когда БЗПП готовился отметить свое 25-летие в 1983 году. Был принят ряд серьезных решений: от реконструкции ул. Красноармейской от «Самолета» до «Полтинника» и актового зала до строительства двух столовых на 300 посадочных мест, проходной завода, модернизации гардеробов, коридоров и др. Через эти места в день проходили многие тысячи человек и для каждого надо было найти свои решения. Объекты были чрезвычайно сложными. Выбор пал на А. Панченко и молодой дизайнер блестяще справился с поставленными задачами. Все это работает до сих пор, уже 35 лет.

Отличительной чертой его было умение выдать классный проект на бумаге, но и четкое понимание того, как его реализовать технологически. Он знал возможности всех заводов в этом отношении, лучших мастеров своего дела в области. Даже тех, кто отбывал свой срок в колониях и умел убедить помочь ему сделать что-то сложное, уникальное.

Последний из четырех заказов — реконструкция на кладбище Советского района г. Брянска памятника легендарной личности, Матвееву А. П, инициатору создания Брянской области, ее первому руководителю, начальнику Брянского штаба партизанского движения, члену военного Совета Брянского фронта, человеку, благодаря которому, родилась песня «Шумел сурово Брянской лес», впервые исполненная под баян в партизанской землянке в с. Чернь 7 ноября 1942 года в тылу врага, куда прилетел А. П. Матвеев, прихватив с собой автора слов поэта Сафронова. Гимном области она стала в 2000 году.

Авторы стелы, установленной на его могиле в 1966 г. (а скоропостижно скончался А. П. Матвеев в 1946 году, на 41 году жизни) — талантливые скульпторы Г. А. Коваленко и Н. Н. Козлова. При монтаже она была серьезно повреждена, не обустроена должным образом, обветшала и производила удручающее впечатление. А. С. Панченко сработал как классный ювелир, протравив необработанный алмаз в сверкающий бриллиант в дорогой оправе.

Александр Сергеевич был глубоко и искренне верующим человеком, приложившим свою руку к немалому количеству храмов и часовен. Решая очередную творческую задачу, он любил прогуливаться по кл. Горького в районе ТЮЗа, считая, что здесь к нему, как бы свыше, переходят принципиальные решения.

Он, сын репрессированных родителей, никогда не винил в этом советскую власть и никогда «не лез» в политику. Она была как-бы вне круга его интересов. Наоборот. Однажды он выразил желание быть похоронным рядом с первым секретарем Брянского О К КПСС  Войстроченко А.Ф., памятник которому он спроектировал, равно как многолетнему мэру Брянска Евдокимову Е.Я.

И Войстроченко А.Ф., и Денин Н.В., и Богомаз А.В., и Макаров А.Н. не поддерживали творца, вероятно, интуитивно понимая, что перед ними талантливый человек.

Создав десятки замечательных проектов и реализовав их А.С. Панченко на нажил палат каменных с трудов своих праведных. Скромную дачу свою от строил много лет, продолжая делать это до последних дней жизни. Не закончил. Но остался законченный и выращенный им прекрасный сад, в котором он очень много физически трудился, раздавая плоды его друзьям и знакомым. Этот сад не отнимал у него силы, а наоборот, подпитывал на новые творческие свершения.

Люди творческие — не спортсмены. Результаты их трудов трудно сравнивать. Но сегодня, я думаю и они, брянские архитекторы и дизайнеры, согласятся, что за последние 50 лет никто больше него для Брянщины не сделал.

Свои последние крупные объекты — сквер Семеновский и лестницу к Набережной он сопровождал как автор, можно сказать, до последнего дня, подсказывая строителям некоторые решения технически сложных проблем.

Однажды у него вырвалось, что лестница стоила ему жизни. Уже слишком много зависти, хамства, несправедливостей ему пришлось пересилить, борясь за осуществление проекта.

Кстати, проект, насколько я знаю, он подарил городу безвозмездно., будучи не очень обеспеченным человеком. Его машиной был старенький «козлик».

Общество, область, город, строители перед А.С. Панченко в долгу — моральном. Но некоторые персоналии — и в материальном. За все, что он оставил на память о себе. На десятилетия.

Я обращаюсь к его коллегам — дизайнерам: спроектируйте достойный памятник на его могиле. К строителям: воплотите проект в камне. К властям: организуйте это.

И тогда, придя к могиле творца, мы убедимся в правоте поэта, скатавшего: «Время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии».

В.Гребенщиков.