Влада Коваль: «Мечтаю достичь уровня Шараповой и Уильямс»
- 4199
К своим 16 годам брянская теннисистка Влада Коваль достигла в спорте головокружительных высот. Она побеждала на первенствах Мира и Европы, неоднократно выигрывала всероссийские и международные турниры, в том числе Кубок Кремля. Два года назад Владу признали первой ракеткой России (она оказалась лучшей из 2224 ровесниц), тогда же ей присвоили звание «Мастер спорта России». Сегодня она занимает 699 строчку в рейтинге сильнейших теннисистов мира и третью — среди девушек до 19 лет.
Несмотря на значительные успехи, Влада считает, что находится в самом начале своего спортивного пути. «Я еще ничего сверхъестественного не выиграла, — скромно заявляет всемирно известная брянская теннисистка. — Все мои победы — это только первая ступень. Родные и тренер — Сергей Васейкин — меня настраивают, что все только начинается. Они говорят: не надо задумываться над тем, что ты уже сделала или выиграла, потому что это осталось в прошлом».
В апреле в карьере Коваль произошло знаковое событие: талантливая девочка выиграла свой первый профессиональный турнир. Он назывался ITF PRO CiRCUIT и проходил в турецкой Анаталье. Корреспондент издания NASHBRYANSK.RU решил встретиться с Владой Коваль и расспросить, тяжело ли далась эта победа, трудно ли совмещать тренировки и учебу и какие советы дали ей звезды мирового тенниса. Влада и ее отец Александр Николаевич согласились на интервью.
Влада, знаю, вы обыграли в финальном матче соперниц из Словении — Эржавич и Поточник. Было сложно?
Переход от юниорского уровня ко взрослому — это достаточно сложный путь, не каждый выдерживает. Поэтому мы готовились достаточно плотно. Дело в том, что на взрослых турнирах нужно по-другому мыслить, по-другому выстраивать комбинации. Я за этот год в определенной степени выросла. Стала крепче, перестроилась умственно. К тому же тренер развивал мои несильные стороны. И все это принесло свои плоды.
В Турции вы выступали в паре с Ульяной Айзатуллиной из Москвы. До этого у вас были и другие пары. Сколько времени должно пройти, чтобы вы стали полностью доверять партнерше?
На самом деле мы с Ульяной познакомились уже на турнире, у нас даже не было времени вместе потренироваться. Во время игры иногда она брала на себя инициативу, иногда я. Хоть она старше меня на шесть лет, у нас получилась хорошая команда. И командный дух завел нас прямо с первого круга. Надеюсь, мы вместе еще будем играть. Есть у меня партнерши моего возраста, с некоторыми мы более-менее наиграны. Я бы не сказала, что на корте главную роль играет доверие. Скорее, важно чувствовать друг друга и поддерживать. Если понимаешь, что партнерша устала или получила травму, нужно в матче брать на себя инициативу.
Как обычно отмечаете победу?
В Турции, например, мы просто поели фруктиков и полежали на травке. Как такового праздника у меня не было, потому что на следующий день нужно было уезжать на сборы. Вообще я больше праздную с семьей и с тренером, когда приезжаю. Можем сходить в ресторан. Но обычно долго не радуюсь. Эйфория проходит быстро, потому что появляются новые цели.
Фото из архива Влады Коваль
Какой турнир в вашей карьере на сегодняшний день является самым сложным?
Я не могу выделить какой-то один: каждый по-своему сложный. Последний турнир оказался особенно непростым, потому что проходил на взрослом уровне. Когда-то и в юниорах было сложно. На чемпионате Мира, например, я играла с соперницами, которые в рейтинге стояли выше меня. И когда я выигрывала, это для меня был рывок вперед. Каждый шаг в спортивной карьере требует подготовки — физической и моральной. В такие моменты особенно важна поддержка семьи.
Всё ли на соревнованиях идет по плану или бывают внештатные ситуации?
Теннис — такой спорт, что всегда надо концентрироваться. А выбить из колеи может что угодно. Например, кто-то гадость выкрикнул с трибуны — и у тебя это в голове остается. Могут специально толкнуть по дороге к корту. Бывало такое, что в раздевалке подрезали струны на ракетке. Хорошо, что я с собой всегда вожу запасные ракетки. У моей напарницы, например, кроссовки украли. Стараемся не обращать внимания на завистников. Тем более есть и хорошие люди, которые искренне желают победы.
Быть спортсменом значить отказывать себе во многом, держать себя в ежовых рукавицах. А с чем сложнее всего бороться вам?
Я уже девятый год занимаюсь теннисом. Борьба — основа моей дисциплины и жизни. Иногда приходится перебарывать лень или усталость. Но сложнее всего бороться с болью. Когда получаешь травмы, растяжения. А на корте нельзя даже показывать, что тебе больно.
Знаю, на сборах вы общались со звездами мирового тенниса. Чему они вас научили?
Мы играли с Анастасией Мыскиной. С нами работали Екатерина Макарова, Светлана Кузнецова, тренер женской сборной России по теннису Игорь Андреев. Все, естественно, в нас верят и желают только лучшего. Особенно запомнилась работа с Еленой Макаровой: у меня многие стороны улучшились. Меня она очень хвалила. А Анастасия Мыскина даже провела со мной психологическую работу. Это было неделю назад. Она увидела, какие моменты меня задевают, и научила не отвлекаться на них. Все разложила по полочкам. И пришло осознание, что в каких-то случаях надо просто не реагировать.
Фото из архива Влады Коваль
Тренировки, сборы, выступления отнимают очень много времени. Как вы успеваете учиться в Брянском государственном училище олимпийского резерва, да еще и на «отлично»?
У меня индивидуальный график. Я учусь дистанционно, по компьютеру. Выполняю онлайн-тесты, делаю уроки, как и остальные учащиеся в моей группе. Затем приезжаю и сдаю экзамены. Я благодарна педагогам за поддержку, а также за то, что они подстраиваются под мои планы. Учеба мне дается достаточно легко. Пока учусь на «отлично» и думаю, это будет продолжаться. Больше всего люблю математику и литературу. Самыми любимыми произведениями являются «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Преступление и наказание» Достоевского. Учиться здесь надо четыре года, потом, думаю, поступлю в московский РГУФКСМиТ (Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Буду уже развиваться во взрослом теннисе, чтобы достичь уровня Марии Шараповой и Серены Уильямс. Думаю, всё получится.
Москва для вас — город знакомый. В 14 лет вы переехали туда, чтобы учиться в академии Александра Островского. Легко ли дался переезд в столицу?
В Москве я жила одна, и это помогло мне стать самостоятельной. Тебя никто не будит, никто не готовит завтраки — сама делаешь себе поесть, сама стираешь вещи, сама составляешь план на день. Это большой вклад в моральную сферу. Я стала меньше зависеть от папы и мамы. В Брянск вернулась другим человеком. Но, признаюсь, в Брянске мне намного комфортнее. Здесь мои родители и друзья, здесь домашняя обстановка, здесь мой тренер, который для меня как второй отец. И в училище окружают очень хорошие люди. А в Москве всегда напряженно. Так что в столицу езжу только по необходимости. Буквально через несколько дней еду в Химки, где буду играть свой самый крупный турнир, стотысячник (призовой фонд сто тысяч долларов).
Очевидно, что при таком плотном графике у вас очень мало свободного времени. Как его проводите?
Свободного времени стало чуть-чуть больше, потому что я учусь дистанционно. Конечно, и тренировок стало больше. Но когда появляется свободное время, я провожу его с семьей или с друзьями. В принципе, люблю ходить в кино и театр, гулять, слушать музыку, читать. Как и большинство подростков.
Рассказ Влады дополнил ее отец Александр Николаевич. Он с гордостью припомнил одно достижение, о котором сама юная теннисистка в силу природной скромности практически никому не рассказывала.
«Недавно сборная Белоруссии играла со сборной Словакии в матче плей-офф Мировой группы Кубка Федерации и победила со счетом 3:2. За сборную Белоруссии выступала, в частности, Лидия Морозова. А между тем 1 марта Влада выиграла у Лидии Морозовой в одиночной встрече 7:5, 7:6. Это было на турнире в Москве», — рассказал Александр Коваль.
По его же словам, талант теннисистки в маленькой Владе обнаружили случайно. Он говорит: «Мы гуляли по парку в Бежице и увидели, как на асфальте дети играли в теннис. Я предложил дочке тоже попробовать. Ей дали ракеточку, и она раз — начала попадать по банкам. И мы решили: съездим на море, а потом будем заниматься теннисом. С восьми лет стали ходить в легкоатлетический манеж. Там была школа тенниса».
В завершение разговора Александр Коваль посетовал на то, что брянские власти не уделяют должного внимания этому виду спорта: «Город и область выбрали определенные виды спорта и туда деньги вкладывают. Все остальное по остаточному принципу. Теннисом город в принципе не занимался. Это сейчас построили центр — кстати, во многом благодаря Владе. Как говорится, спасибо и на том».
Алексей СОРИН