Брянский государственный цирк Виталий Воробьев возглавил в сентябре 2017 года. С приходом к руководству известного циркового артиста, лауреата многих международных конкурсов и фестивалей, в том числе самого престижного в Монте-Карло, брянский зритель увидел уже несколько качественных программ. Однако сломать стереотип, что цирк — это искусство, а не детско-юношеские постановки, пока не удалось, посетовал в интервью NASHBRYANSK.RU Народный артист России Виталий Воробьёв.

По словам нынешнего директора Брянского цирка, над предложением поработать в Брянске раздумывал неделю, отдавая себе отчет в том, что в городе с населением в 400 с лишним тысяч человек безубыточно руководить цирком такого большого размера, построенном как для города-миллионника, будет очень непросто, но в итоге согласился. Проблем оказалось действительно немало, и не только административно-хозяйственных.

«Я пришел (на пост директора — примечание редакции), чтобы сделать в Брянске цирк, который не зависел бы от той программы, которая в нем сейчас идет, чтобы у него был свой имидж. К сожалению, в Брянской области очень много сделали для того, чтобы к цирку относились как к ТЮЗу. Впечатление такое, что в цирк ходят только дети и что это искусство только для детей, не для взрослых. Цирк всегда воспитывал мужественное отношение к жизни. Ребенок же видит только событийный ряд, внешнюю красивую картинку и не понимает сути циркового искусства, — говорит Виталий Ворбьёв. — Очень многие относятся к цирковому представлению как к детскому утреннику. А мне очень хотелось бы, чтобы люди, когда приходили в цирк, оценивали бы мастерство артистов, а в отзывах о представлении высказывали, хоть капельку, свое критическое отношение. Из цирка, к сожалению, ушло такое понятие, как работа критиков с программой. И сейчас все обсуждение того или иного представления сводится к какому-то елейному варианту. Мы хвалим все программы, обсуждаем их лучшие стороны, и в связи с этим не всегда говорим объективно, особенно о недостатках. Я могу сказать одно, что все те программы, которые приезжали за мой период руководства Брянским цирком, в этом сезоне, все достаточно высокого профессионального уровня».

Возможно, брянский зритель еще этого не почувствовал. Он по-прежнему идет в цирк за новогодним настроением — в ноябре, декабре и январе, а потом как обрезает, а программы к нам в Брянск едут в самом деле хорошие. Кстати, по словам Виталия Воробьёва, дирекция даже пошла на то, чтобы снизить цены на билеты, буквально на все, даже на какие-то приоритетные, как считается, места, хотя в цирке не бывает мест, откуда бы представление было плохо видно — арена круглая и с любого ряда все как на ладони. «Не знаю, в чем проблема, но с марта зритель забыл про цирк. И программа Цирк Ревю «Клоун — Король Джаза и Медведи», которая соединяет музыку, танцы, репризы, разножанровые цирковые номера в цельное сценическое представление, может переломить эту нехорошую тенденцию», — считает директор Брянского цирка.

Клоун — Король Джаза

Любители циркового искусства, возможно, с излишней осторожностью, но все-таки отмечают, что программа Цирк Ревю «Клоун — Король Джаза и Медведи», которая сейчас представлена в афише Брянского цирка, действительно хороша. У брянских зрителей еще есть возможность попасть на представление в субботу 7 или 14 апреля (в 12:00 или 16:00) и в воскресенье 15 апреля (в 12:00). Она держится на паре клоунов, которые стали лауреатами международного циркового фестиваля в Монте-Карло. Этому дуэту «Стэп энд джаз» под руководством Сергея Просвирина члены жюри присудили «Серебряного клоуна».

«Эти коверные совершенно точно не уступают ни Олегу Попову, ни Леониду Енгибарову, ни Юрию Никулину или Николаю Шульгину. Они озорные, веселые, современные ребята, прекрасно танцуют степ, лупят в барабаны и играют джаз, очень музыкальные и держат публику в хорошем настроении. Их номера — это первая доминанта программы «Клоун — Король Джаза и Медведи» и заслуживают особого внимания, потому что не каждый клоун у нас приезжает в Монте-Карло и получает там «серебряного клоуна», — отметил директор Брянского цирка Виталий Воробьёв.

Что греха таить, сейчас такие коверные, которые могут рассмешить зрителей до колик в животе, на вес золота. У веселого и заводного толстячка с усами Тараса Бульбы это получается играючи. Чего стоит один только музыкальный номер, в котором Сергей Просвирнин играет на самых разных инструментах — от саксофона до, простите, унитаза! Вообще Просвирнин владеет практически всеми музыкальными инструментами: саксофон, кларнет, флейта, баян, барабаны…

Кстати, по признанию клоуна, его родители имели отношение к искусству, но не к цирковому. Отец был известным композитором, концертмейстером-баянистом, окончил институт Гнесиных. Мама — заслуженный работник культуры, всю жизнь проработала директором одного из Дворцов культуры и спорта в Сибири. «Я не москвич и прошел сложный и тернистый путь от простого паренька из маленького городка Усолье-Сибирское в Иркутской области до того, кем я стал теперь. В 15 лет я поехал поступать в московское училище артистов цирка и эстрады. С первого раза поступил на эстрадное отделение, затем был ГИТИС. После института работал конферансье в Москонцерте, выступал и с сольными музыкальными номерами, думал, что всю жизнь буду вести концерты. Сейчас вот профессиональных конферансье у нас на эстраде и нет практически, а в советские времена конферанс был очень популярен. Вроде бы мне все нравилось, но… чувствовал творческую нереализованность, — сказал в интервью Сергей Просвирнин. — У меня был друг, который работал в цирке, он и предложил попробоваться в клоунаде. Это занятие мне пришлось по душе, и вот уже несколько десятков лет я на арене. Я люблю публику, люблю зрителя, делаю свое дело честно и, надеюсь, качественно».

Российский гризли, Или бурый медведь-великан Гек

Зрители, побывавшие на представлении в Брянском цирке, уже оценили уникальный аттракцион «Косолапые грации» дрессировщика медведей, Народного артиста Гранта Ибрагимова. Ему и его питомцам аплодировали зрители разных стран на разных континентах. Медведи в этом номере превращаются в балерин, что само по себе уже выглядит комично. Косолапые занимаются у станка, выполняя так называемый хореографический тренаж, чередуя батманы и плие, вращают ленту, ловят обручи и кувыркаются с мячами.

Бурый медведь Гек, без лишней образности, настоящий гвоздь номера — ростом 2 метра 40 сантиметров. Этот ветеран цирка отметил свое 34-летие, но по-прежнему в хорошей форме. Редкий случай творческого долголетия среди медведей.

«Это непредсказуемый зверь с гигантской силищей, от него можно ждать любых неприятностей. И у Гранта Ибрагимова они были. Однажды бурый Гек серьезно порвал дрессировщика. И тем не менее он вновь смог к нему не только подойти, но и продолжить выступать. Это история, которая едва не закончилась трагически, о том, как дрессировщик работает по сути со своим убийцей. Если даже допустить, что номер не понравится, то увидеть этого исполина, послушного воле человека, уже редкое удовольствие. А чего стоит номер, когда другой медведь разъезжает на современном приспособлении для передвижения — на гироскутере… Быстро, эксцентрично. На чем только косолапые, конечно, не катались в истории цирка — на самокатах, мотоциклах, велосипедах и двухколесных, и трехколесных. Но согласитесь, поставить медведя на гироскутер — это тоже достижение, не каждый человек способен освоить такое», — отмечает Виталий Воробьёв.

Не менее профессионально выполнены и другие номера — укротительницы волков Екатерины Кореньковой, дрессировщицы кошек Лилии Киселевской. Настроение поднимут веселые собаки, дрессированные козы и многие другие животные. Удивят захватывающие акробатические номера гимнастов на турниках, выступление воздушных гимнастов. Поразят своим мастерством велофигуристы и жонглеры. «Это русская история, постановкой которой занимался режиссер московского цирка Никулина Руслан Ганеев, — на современный лад, может быть, не совсем динамичная, а скорее лиричная. И она совершенно не уступает тем представлениям, которые с успехом прошли в декабре или январе», — считает директор Брянского цирка.

О сверхзадаче и детском фестивале

«Мы ставим перед собой сверхзадачу, чтобы в цирке были и спорт, и графика, и новые световые эффекты, мы все самое современное хотим видеть в нашем цирке, но когда на представления ходят три сестры и дядя Ваня… А с каких средств все это делать. Сесть на шею государства? Не получится, — переживает Виталий Воробьёв. — Нас в отличие от театров не дотируют, мы призваны сами зарабатывать, и кстати, в советские времена именно цирк зарабатывал, отчисляя проценты на всю остальную культуру в стране.

Я сейчас бьюсь над тем, чтобы мы получили средства на капитальный ремонт. Хочется уже поставить хорошие удобные кресла, абсолютно новое освещение, отремонтировать все буквально, чтобы люди, приходя в цирк, получали эстетическое удовольствие от посещения самого здания цирка, но наши финансовые результаты пока не позволяют мечтать о многом. Тем не менее, у нас есть мысль из, по большому счету, памятника цирковому искусству в Брянске сделать нормальный цирк. На сегодняшний день это памятник — что вот тут когда-то был в советские времена цирк… Вернуть былую славу ему мы сможем только с нашими зрителями. Если они активно пойдут в цирк сегодня, сейчас — тогда уже завтра появится более качественный продукт, поверьте. Мне очень хотелось бы, чтобы у брянцев возродился интерес к цирковому искусству, поэтому мы задумали провести, впервые в Брянске, в Международный день цирка 21 апреля фестиваль».

Интерес к цирковому искусству, по словам Виталия Воробьева, призваны возродить дети — участники цирковых студий, которых в Брянске области оказалось пять коллективов. Юные циркачи — жонглеры, акробаты, дрессировщики — станут главными участниками этого праздничного действа и выйдут на манеж под своды Брянского цирка. А благодарными зрителями станут их родители, бабушки и дедушки, родные, друзья и знакомые.

«Я видел этих ребят в деле, у них есть определенные успехи. С их помощью я делаю цирковой спектакль, который будет интересен не только детям, но и взрослым, — поделился замыслом Виталий Воробьёв. — Зрителей приглашаем в зал бесплатно, по пригласительным билетам, чтобы они пришли и все вместе порадовались выступлению этих юных циркачей. Нам помочь обещали и с организацией, и с транспортом, и информированием брянцев о фестивале, и призами и подарками для детей в департаменте культуры области. В общем постараемся впервые сделать так, чтобы люди узнали не только о существовании в Брянске цирка, но и детских цирковых студий и кружков, откуда, поверьте мне, вышло немало выдающихся артистов. Ну и потом мы хотим взять под крыло эти студии, этих ребят, чтобы они развивались, чтобы из цирковой самодеятельности они вышли на манежи ведущих цирков страны и мира. Та что ждем всех жителей Брянска и области не только на заключительных представлениях программы «Клоун — Король Джаза и Медведи», но и на нашем фестивале 21 апреля в Международный день цирка».