Досуг на природе побеждает сидение за «ящиком»
- 2005
Все больше российских граждан предпочитают проводить досуг на природе или на встречах с друзьями, а информацию получают из компьютеров или мобильных гаджетов. Таковы результаты опроса ВЦИОМ.
С годами досуговые практики россиян претерпели значительные изменения. Дом, дача, дети, и раньше занимавшие свободное время многих россиян (40% в 2005 г., 47% в 2010 г.), сегодня стали еще более актуальными (60% в 2017 г.). Вдвое выросло число любителей отдыха на природе: с 17% в 2010 г. до 34% в 2017 г., домашних хобби (рукоделие, фотография и др.) — с 11% до 26% соответственно. Третью строчку рейтинга вариантов проведения досуга занимают встречи с друзьями (30%). Все больше свободного время тратится на компьютер, интернет-серфинг и т. п. (с 5% в 2005 г. до 21% в 2017 г. — среди 18−24-летних эта доля сегодня составляет 44%). Чтение книг по-прежнему занимает свободное время около четверти граждан (24% в 2010 г., 23% в 2017 г.).
В то же время, телевидение и радио сдают позиции: если еще семь лет назад им посвящали часть своего досуга 63% граждан, то сегодня — 29% (56% в группе людей пенсионного возраста против 8% среди опрошенных от 18 до 24 лет). О том, что любят почитать на досуге газеты и журналы, в 2017 г. сообщили только 9% - против 35% в 2010 г., слушать музыку — 9% - против 22%, смотреть видео — 3% - против 11%. Уже более 10% в качества способа приятного времяпрепровождения выбирают кинотеатры (13% в 2017 г.), спортклубы, спортивные секции (12%).
На проведение досуга большинство россиян как 5 лет назад, так и сегодня, не готово тратить больше 20% от своего семейного бюджета: в 2017 г. 43% опрошенных сообщили, что эта статья расходов не превышает 10% бюджета, 16% респондентов (среди москвичей и петербуржцев — 32%, среди 24−35-летних 23%) тратят от 11% до 20%. Около пятой доли опрошенных (22%) вовсе не расходуют средства на те или иные виды досуговой деятельности (в возрастных группах эта доля уведичивается от 11% среди 18−24-летних до 34% среди 60-летних и старше, в населенных пунктах — от 3% в Москве и Санкт-Петербурге до 29% в селах).
Аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев, резюмируя данные опроса, отмечает, что в последние годы россияне стали тратить заметно меньше свободного времени на деятельность, не предполагающую их активного участия и больше — на занятия, требующие высокой вовлеченности. Например, общение с семьей или занятия спортом.