Почему избиратель не поверит Ксении Собчак
- 2002
Экономист, декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Максим Буев рассказал газете «Ведомости», почему у российского избирателя нет доверия к политическим амбициям известной телеведущей.
По результатам регулярных опросов ВЦИОМа у Ксении Собчак один из самых низких кредитов доверия среди популярных политиков. С точки зрения либерально настроенной части населения, она говорит правильные вещи. Ее тезисы резонно следуют из ее убеждений, а ее готовность стать кандидатом «против всех» и собрать голоса тех, кто недоволен сегодняшним положением вещей в стране, очень конкретная и полезная для либералов задача. Однако почему-то в истинность ее устремлений не верят. Видят в этом прихоть «блондинки в шоколаде», новое шоу, руку Кремля и т. п.
Если вопрос в шоу, то тогда не важно, кто платит и каков будет результат, — важен процесс. Если же устремления Собчак искренние, то тогда она оказывается в очень сложной ситуации, которая экономистам известна как проблема правдоподобности. Впервые о ней написал гарвардский профессор Дэни Родрик лет 30 тому назад.
По Родрику, недостаток правдоподобия или веры в искренность устремлений правительства функционально эквивалентен провальной реформе.
В ситуации с Собчак есть сомнения в ее последовательности. Сначала «блондинка», потом «Дом-2», потом Координационный совет российской оппозиции, потом политический журналист и параллельно журналы SNC, L’Officiel и проч. — резюме Собчак выглядит как своеобразное лоскутное одеяло. Куда отнести намерение стать кандидатом в президенты — к медиапроектам или политической деятельности, — не ясно. Проблема правдоподобности означает, что большинство избирателей, потенциально готовых голосовать против всех, Собчак не поддержат: проголосуют за других или вообще не придут на выборы. Даже минимальная цель, о которой заявляет Собчак — объединение протестного электората, — не будет достигнута.