Сергей Крикалев рассказал о будущих полетах на Луну
- 1728
Исполнительный директор госкорпорации «Роскосмос» по пилотируемым космическим программам, летчик-космонавт, герой СССР и России Сергей Крикалев прокомментировал в интервью «Известиям» соглашение, заключенное между Россией и США, о создании Международной орбитальной окололунной станции. По его словам, обсуждение данного проекта находится пока на начальной стадии.
«Обсуждение находится в первоначальной фазе, позволяющей оценить целесообразность ряда мер, чтобы каждая из стран-участниц впоследствии искала финансовые возможности для реализации задуманного», — сказал Крикалев.
Участие России будет заключаться в создании шлюзового модуля, однако в дальнейшем возможно, что в проекте будет использована российская транспортная система: ракеты-носители и космические корабли.
Исполнительный директор «Роскосмоса» также отметил, что Луна является «промежуточным этапом движения к расширению пространства обитания человечества».
— Когда к станции полетит лунная версия нашего корабля «Федерация»?
— Полет в сторону Луны на корабле тяжелого класса возможен, когда будет создан носитель сверхтяжелого класса.
— То есть после 2028 года?
— Да, корабль технически привязан к сверхтяжелой ракете.
— Сможет ли Россия содержать две станции — российский сегмент МКС и модуль окололунной станции?
— Партнеры по созданию окололунной станции понимают, что, уходя к Луне, бросать низкую околоземную орбиту нецелесообразно, здесь мы точно останемся. Будет ли это один свободнолетающий модуль, будет он посещаемым или постоянно обитаемым, пока обсуждается. Очевидно, что необходимо создавать более эффективные средства выведения, удешевлять доступ в космос, создавать системы с длительным сроком эксплуатации и минимальным обслуживанием, миниатюризировать системы станции, выделяя дополнительный объем на МКС, привлекать коммерческих пользователей, которые будут использовать станцию, взяв часть затрат на себя.
— Привлекать частников в окололунную станцию не планируется?
— Окололунная станция будет развиваться за государственный счет. Утверждения, что в США есть «главный инноватор всея Земли» Илон Маск, который станет двигать человечество за пределы низкой околоземной орбиты, нельзя воспринимать всерьез. Бизнес приходит только туда, где уже сняты большие риски. Пока мы учились запускать спутники, выходить в космос — риски были большие и никто, кроме государства, не мог потянуть такую задачу. Как только задачи становятся повторяющимися, когда становится понятно, как просчитать затраты и где получить прибыль, сразу подтягивается бизнес. Он будет приходить в освоение низкой околоземной орбиты, где все стало проще и понятнее. А проекты, где ошибка может привести к возрастанию расходов в разы, — прерогатива государства.