Пинк Флойд, Тундра, Амстердам, Ривьера, Матильда, Топаз, Тинто, Кардинал… «Пальцев на руках и ногах не хватит пересчитать все сорта роз, которые мы выращиваем», — смеется брянский флорист Нина Киселёва. Ее с мужем семейное дело зародилось еще в середине застойных 70-х. Было непросто. Сейчас же за вывеской «Цветы на Бежицкой» — несколько торговых представительств и стройные ряды теплиц, в которых буйство красок и ароматы, которые невозможно передать словами. «Вы, наверное, и забыли что розы могут пахнуть? — спрашивает Нина Петровна, проводя экскурсию для корреспондента NASHBRYANSK.RU. — Открою секрет. У каждой розы свой индивидуальный запах. Вот у этой розовой — легкий, воздушный оттенок, а у той белой — пряный, мускатный, а эта желтая — как луговой мед с фруктовыми нотками».

Помимо роз, семейство Киселёвых выращивает тюльпаны, альстремерии, хризантемы, лилии, гладиолусы, радует покупателей привозными диковинками и оригинально собранными букетами. Но обо всем по порядку…

 

—  Нина Петровна, расскажите, как все начиналось.

—  Родилась я в Грозном. Любовь к цветам передалась от мамы. На нашем участке она выращивала какие только возможно цветы. Видимо, этой любовью я заразилась от нее. Впрочем, как вообще можно не любить цветы?

После замужества перебралась в Брянск — к супругу. Закончила техникум, затем — институт торговли. В 1976 году купили несколько кустов роз, с них и начался бизнес Киселёвых. С цветами все просто и понятно: их можно любить и можно дарить. Наше дело — связующее звено между «любить» и «дарить». Цветами заниматься трудно, но интересно. Так что жаловаться — грех. Тем более сейчас, когда дети выросли и активно помогают в бизнесе.

— Цветочный бизнес тогда и сейчас?

— В 70−80-х годах цветочный рынок был крайне скуден. Гвоздика свойская, которую выращивали бабушки в открытом грунте, и привозная — из Армении, Азербайджана, Молдавии. Что еще? Хризантемы, гладиолусы, немножко розочку выращивали. Сейчас же только успевай следить за новинками и тенденциями. Голландия — уже давно не законодатель цветочной моды. Очень много позиций экзотики поставляют Африка, Испания, Америка, Израиль и другие страны.

— Вы сказали «цветочная мода». Что актуально сейчас?

— Понятие «цветочная мода» многогранное, подойти к нему можно с разных сторон. Это может быть мода на букеты какой-то определенной формы или мода на тот или иной цветок. Также, что любопытно, бывает мода внутривидовая. Возьмем привычную всем розу. Раньше покупатель требовал изящный, удлиненный, бокаловидный бутон. Сейчас — более раскрытый, кудрявый.

Original ImageOriginal Image

Яркий пример — роза Дэвида Остина. Несколько десятилетий назад ее и за розу не принимали. Какая-то непонятная мохнатая … И вот флористы ее очень хорошо раскрутили в своих букетах — и все, тренд! Похожая история у розы Eye (глаз). Среди роз, на мой взгляд, она самая экстравагантная, со своим характером. И «глазастиков», и «остинки» мы выращиваем в своих теплицах.

 

— Каких принципов ваша семья придерживается, развивая бизнес?

— Я выделю два основных принципа: изучение покупательского спроса и индивидуальный подход к каждому покупателю. Ничего сверхъестественного, но именно эти пункты чрезвычайно важны.

За последние пять лет цена среднестатистического букета упала с трех-четырех тысяч рублей до одной-двух. Такая экономическая ситуация — ничего не поделаешь. Но при этом клиент стал более прихотлив, ему нужен широкий ассортимент. Он очень боится однообразия и практически не покупает три-пять-семь-девять роз или хризантем. Ему нужен букет, облегченный букет. Компактный и изящный, без вычурных упаковок, составленный по гамме цветов. И здесь огромную роль играют правила и техника сбора букетов. Поверьте, если работает профессионал, даже букет за 500 рублей вызовет восторг.

— Вы ассоциируете людей с букетами?

—В большинстве случаев — да. У меня нет готовых букетов, никогда не понимала как можно делать их заранее. Мне комфортнее составлять букет при клиенте. Тем более, если человек пришел к нам впервые. Всегда расспрашиваю, для кого букет, прошу описать этого человека. С постоянным клиентом, когда я уже изучила его темперамент, вкус, — все просто. Мне звонят и говорят: «Нина Петровна, букет на полторы тысячи рублей, все на ваше усмотрение. Буду через час». Например, есть у нас клиенты, которые предпочитают монобукеты — чисто роза или чисто фрезия. Другие любят цветочные кулёчки, которые не только красивые, но и компактные. Их удобно держать в руках, отличный вариант для свиданий. В общем, безликие букеты, когда они делаются не для кого-то конкретно, без той самой ассоциации с человеком, как вы говорите, всегда проигрывают.

 

— Отдельная тема — свадебная флористика. Чего хотят брянские невесты?

Все невесты разные — и нежные, и креативные. Работаем со всеми. Как правило, девушки приходят к нам уже с определенным представлением, как приблизительно должны выглядеть их свадебные букеты. Наша задача — реализовать их пожелания.

Что касается моих личных предпочтений, то я больше классик, чем авангардист. Креативность — понятие отчасти каверзное. Некоторые флористы за креативность выдают свою неряшливость. Та же самая асимметрия в букете должна быть гармоничной — один цветочек утоплен, другой возвышается. А не так, когда все торчит в разные стороны. Мол, я очень спешила, пусть все думают, что так задумано. Выдают свою лень за креативность. Свадебный букет надо делать с умом, чтобы он был не только красивый, но и удобный.

 

— Нина Петровна, работа флориста может надоесть?

— Нет, это исключено. Конечно, на любую деятельность влияет настроение, но это мелочи. Лично я уже много лет приступаю к работе с молитвой. В первую очередь читаю Иисусову молитву, и сразу посторонние мысли отступают, какой- то негатив, если он был, уходит. Так что клиент получает не простой букет, а заряженный хорошей энергией.

— Последний вопрос, который я просто не могу вам не задать. Ваш любимый цветок?

— Самый коварный вопрос для флориста. Я люблю абсолютно все цветы — от орхидеи до ромашки. Но, но, но, но… Роза, как не крути, занимает в этом огромном перечне особое место. Наверное, я самая счастливая на Земле, потому что мой муж выращивает розы, а еще тюльпаны, альстромерии, ирисы… Так что фраза «женщины слишком долго помнят неподаренные цветы» — точно не про меня.