«Здравствуйте. Как я могу к вам обращаться?» — такое начало телефонного разговора, несмотря на предельную вежливость звонящего, как правило, не сулит приятной беседы. Это окажутся либо назойливые рекламщики, либо, что гораздо хуже, аферисты. Причем люди, которым нужны ваше внимание и ваши деньги, совершенствуют свои методы и пользуются уловками, психологически действующими даже на самых осмотрительных. Anews собрал несколько свежих и классических схем.

«Пугающее» сообщение от банка

Как раз в середине августа на удочку мошенников едва не попался известный человек в автобизнесе, топ-менеджер «Форд Соллерс Холдинга» Владимир Дукельский. Он описал свой случай в Фейсбуке.

Его жена получила в мессенджере Viber сообщение якобы от «Сбербанка», с его логотипом и с номера 900, где говорилось, что по ее карте зарезервирован перевод на крупную сумму, и если она его не совершала, то должна обратиться «в службу финансовой безопасности» по указанному номеру.

«По наивности набираем номер, попадаем на автоответчик, похожий на Сбербанк, и соединяемся со «специалистом». И человек начинает запрашивать секретную инфу по карте. Слава богу, остановились вовремя, до секретного кода на обороте…», — рассказывает Владимир.

Супруги заметили разницу: вместо настоящего номера «Сбербанка» 900 сообщение было с «номера» 9ОО (9, а затем две буквы O).

Как поступить

Если вам пришло сообщение о каких-то операциях по вашим картам и счетам, которых вы не проводили, то не спешите звонить по указанному телефону. Проверьте номер для связи на самой карте или на официальном сайте банка и звоните только по нему. И помните: настоящие сотрудники банка никогда не просят назвать секретный код на обороте и PIN-код.

«Сорванный звонок»

Вам звонят с незнакомого номера. После первого гудка звонок «срывается». Вы перезваниваете, считая звонок важным.

Еще недавно так называемый метод пропущенного звонка использовался для снятия денег со счета абонента. Теперь так все чаще действуют обыкновенные спамеры: вместо ответа вы слышите автоматическое рекламное сообщение.

Пресечь эту схему невозможно: получается, вы сами обратились за получением информации, так что она даже не считается «рекламной» и тем более «навязанной», заявили в Федеральной антимонопольной службе РФ.

Как поступить

Остается только по возможности не перезванивать на незнакомые номера: если это не спам, то вам дозвонятся. И научиться не паниковать без причины: «А вдруг это кто-то из близких попал в экстренную ситуацию? А вдруг что случилось?» Это ведь можно проверить, правда?

«Сотрудники госорганов»

Чисто психологически «официальность» вызывает больше доверия. Поэтому аферисты, например, представляются сотрудниками Федеральной налоговой службы и под предлогом необходимости погашения задолженности выведывают данные банковских карт. Махинаторы используют в том числе роботизированные обзвоны. Как раз сейчас этот метод набирает обороты.

Еще пример: «Здравствуйте. Мэрия, департамент соцзащиты. Вам полагается бесплатная путевка в санаторий (как пенсионеру, ветерану, многодетной семье и т .п.) либо денежная компенсация. Приготовьте паспорт и банковскую карту, куда вам перечислят названную сумму. А теперь, чтобы не было никаких ошибок, давайте сверим номер карты: я вам называю первые четыре цифры, а вы называете остальные».

Или: на двери подъезда заблаговременно вывешивают объявление якобы от имени муниципалитета, госслужбы, Пенсионного фонда и т. п., что тогда-то будет обход жильцов с такой-то целью. Потом звонят по квартирам: «Вы видели объявление?» Под предлогом социальной заботы вам навязывают коммерческие услуги, подсовывают документы, которых нельзя подписывать, заставляют выдать личные данные или, в худшем случае, отвлекают, пока из квартиры выносятся ценные вещи.

Однако, как заверяют социальные работники, просто так они не приходят в гости с какими-либо вопросами и проблемами. Никогда не раздают бесплатную помощь, также ничего не выясняют насчет соцкарты и, тем более, не просят переписать ее номер.

Пенсионный фонд тоже напоминает, что его сотрудники не посещают граждан, не оказывают государственные услуги на дому и не запрашивают персональные данные по телефону.

Как поступить

Никому не сообщайте данные своих карт (номер на лицевой стороне, трехзначный код на обороте, PIN-коды, одноразовые пароли от операций и прочее). Если вашу карту обчистят, то банк не возместит ущерб.

Если вы все-таки выдали данные, то звоните в банк и блокируйте «пластик». Возможно, вы успеете перекрыть к нему доступ мошенникам.

«Ваши документы у меня. Будете забирать?»

Жертвами обмана нередко становятся люди, разместившие на бесплатных сайтах и в соцсетях объявления о потерянных или украденных у них документах (вещах, животных). У некоторых злоумышленники вымогают десятки тысяч рублей якобы за возврат, которого на самом деле не происходит.

Вам назначают встречу в людном месте (часто у магазина, торгового центра) и категорически требуют отключить телефон до самого прибытия. Мотивировать могут чем угодно, а на самом деле — чтобы вас не успели перехватить «конкуренты».

В момент оплаты мошенники на том конце трубки действуют очень напористо, заявляют, что видят вас и следят за каждым движением. Если чуют, что вы готовы соскочить с крючка, то начинают стыдить («я делаю доброе дело, ради тебя приехал, а ты такой-разэтакий») или угрожать («все, рву твой паспорт»). А еще убеждают, что если вдруг вещи окажутся не ваши, то вы сможете вернуть деньги по чеку или заявить оператору об ошибочном платеже. Это правда, но пока ваш запрос будут рассматривать, деньги давно успеют снять.

Как поступить

Поменьше говорите сами — внимательно слушайте, что говорят вам. Должно насторожить, если человек увиливает от конкретики в описании ваших вещей, переводит разговор в другое русло, напористо требует денег, начинает раздражаться и угрожать. Дело нечисто, если он категорически отказывается от личной встречи, пока вы не переведете деньги.

«Ваш телефон заблокирован»

На вашем смартфоне или планшете вдруг появляется угроза во весь экран, что устройство заблокировано МВД или ФСБ за просмотр запрещенных сайтов, и что вы должны заплатить такую-то сумму штрафа в течение суток-полутора. В противном случае оно будет заблокировано навсегда, все данные утеряны, а вас привлекут по уголовной статье, например, за педофилию. Гаджет при этом чаще всего действительно перестает на что-либо реагировать.

Или пишут, что телефон заражен опасным вирусом, который в самое короткое время, до нескольких минут, вызовет тотальную блокировку (уничтожит все данные, необратимо повредит батарею, сожжет SIM-карту и т. п.). В этом случае вместо «штрафа» предлагают срочно скачать какую-нибудь программу, которая якобы убьет даже такой мощный и неубиваемый вирус.

Видя такое, абсолютное большинство пользователей смартфонов и планшетов впадают в панику, на что и рассчитывают мошенники, спамеры и создатели вирусов.

В интернете можно наткнуться на совет сделать сброс до заводских настроек (Hard Reset), при этом все данные с телефона будут удалены. Но это радикальный способ, к которому стоит прибегнуть в крайнем случае, только если провалились другие способы.

Как поступить

Проще всего, если такая угроза выскочила в браузере — это даже не вирус, а скрипт, выводящий сообщение и безвредный для вашего устройства. Достаточно сделать отмену (стрелка назад) и моментально закрыть вкладку (крестик на странице браузера). Очистить историю посещений.

Сложнее, если «левое» приложение запустило вирус, безнадежно блокировав ваш телефон. Но и с этим можно справиться. В Интернете полно пошаговых инструкций на сей счет.