Ректор ВШЭ рассказал, когда закончится эра бумажных учебников
- 1995
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в интервью «Известиям» рассказал о будущем средней школы и организации учебного процесса на ближайшие 10 лет.
«Наша общеобразовательная школа стоит перед вызовом — новыми технологиями, которые в ближайшее время взорвут сложившиеся методики обучения», — считает Кузьминов.
Ректор ВШЭ предрек скорейший крах действующей системы организации учебного процесса, которая построена на архаических учебниках и задачниках.
В качестве одной из инициатив на достойное будущее института среднеобразовательной школы он видит обучение нового поколения учителей, внедрение групповых форм работы и проектное обучение.
Также Кузьминов заявил, что годы бумажных учебников уже сочтены.
«Бумажный учебник, на мой взгляд, поживет еще несколько лет, но до 2025 года не доживет точно. Люди будут продолжать писать и читать, в том числе на бумаге, она останется просто как часть традиции», — резюмировал ректор «вышки».
Также ректор прогнозирует в интервью, что быстрое обновление технологий накладывается на развитие искусственного интеллекта. «А это означает уход ряда профессий с рынка труда. Уже ушли диспетчеры, уходят бухгалтеры. Если Илону Маску будет сопутствовать успех, уйдут водители. А это самая массовая профессия на нашем рынке труда. Я думаю, что уйдут юристы-консультанты, которые дают рутинные советы, охранники, уйдет больше половины нынешних чиновников. Встроенный контроль будет дешевле и гораздо точнее».
«Сфера услуг становится все более и более прихотливой, индивидуализированной. Люди будут перемещаться туда из сферы массового материального производства, где их заменят автоматы, выполняющие рутинные процессы. Работа будет в огромной степени связана с творчеством. Через 20 лет у большинства населения развитых стран сотрется грань между работой и отдыхом».
Кузьминов полагает, что сейчас «будут востребованы работа руками и сервисы, потому что есть еще одна тенденция — резкий рост доходов населения в мире».
«Мир будущего — мир интеллигенции, но ключевой риск — отставание готовности человека быть кому-то полезным», — делает такое заключение ректор.