В чем признались бывшие солдаты в своих исповедях о войне
- 3751
О войне красиво не скажешь, и все же… общественник и житель Брянска Валерий Петраков это попытался сделать — в своей книге «Солдатские исповеди». Он написал ее пронизывающе просто и бесхитростно, основываясь на воспоминаниях участников Великой Отечественной войны.
Автор посвятил этот труд своему отцу и всем участникам сражений 1941 — 1945 годов.
Его отец Виктор Алексеевич Петраков — лейтенант, командир взвода ПВО, защищал небо столицы на Московском фронте. Был «Ворошиловским стрелком», летал на планерах. Неоднократно перенес ранения. После войны прослужил в армии еще 25 лет, командовал различными армейскими подразделениями.
Исповедь об «исповеди»
Зайдя в редакционное помещение, Валерий Петраков с воодушевлением начал доставать из объемистой сумки и демонстрировать свои «ценности» — находки времен Великой Отечественной войны. Это гильзы, гранаты, пулеметный патронташ, два шлема — советский и немецкий. Все эти предметы он нашел лично сам, а некоторые трофеи передали писателю на хранение герои его книги.
О чем эта книга?
Автор «Исповедей» просто и без прикрас сумел рассказать о солдатских буднях, о судьбах страны в те нелегкие годы. «Исповеди» составлены со слов не просто очевидцев, а непосредственных участников военных действий. Книга о каждодневном, обыденном героизме, за который не награждали. И здесь же и о нелицеприятной правде войны, как откровения мальчишки, испытавшего первое в жизни большое разочарование, когда на его глазах красноармейцы обреченно сдались в плен. Сказано в книге и о любви, может, скромно, но веско. О том, что у каждого солдата была святая вера в то, что война не вечна и победа наша не за горами. О том, как все хотели выжить и строили планы на мирную жизнь.
«Сам я, к сожалению, был слишком мал, для того чтобы воевать, а отец мой был скуп на воспоминания. Не любил он ее (войну) вспоминать. Поэтому я всегда искал возможности на встречу, на общение с настоящими бойцами. Они это видели, и шли навстречу, были даже откровенные признания, которые более уместны на исповеди у батюшки. Солдатики с громадным чувством вины вспоминают, как стали соучастниками несправедливости, которую требовали власти по отношению к отступающим, к тем, кто проявил слабость…».
Горький мед
С горьким медом можно сравнить воспоминания «счастливчиков», — выживших, уцелевших в страшной бойне, но не сохранивших своих близких и родных, потерявших здоровье, возможность полноценно жить и работать. Как нелегко им давались попытки наладить нормальную мирную жизнь. А многим, увы, о спокойной счастливой жизни приходилось только мечтать на протяжении долгих послевоенных лет.
Чистый детский взгляд
«…Однажды, немецкие захватчики реквизировали, увели со двора их черно-бурую корову Зорьку. Мать Ульяна стала горько плакать и причитать: «Увели кормилицу и как мы будем дальше жить, выживать?!» Не говоря ни слова, Алексей, которому еще не исполнилось и шести лет от роду, пошел в штаб немецкой комендатуры. «…Я пришел за своей коровкой, и без нее не уйду!» Немцы опешили от такого отчаянного порыва малыша спасти семью от верной голодной смерти и в порыве человеческих чувств расщедрились. Они проводили его к загону с награбленной живностью, открыли ворота и Зорька сама вышла к Алеше… Еще ему дали мешок с консервами тушенки, сгущенки, сахар. «Позже, когда семейство лакомилось невиданными яствами, мать и тетка читали по слогам: «Мо-ло-ко сгу-ще-ное с са-ха-ром» и удивлялись — разве такое молоко бывает? А консервы были русские, из наших военных складов…»
Чтобы мы помнили
На вопрос, для чего ему это нужно — искать и собирать информацию о минувшей войне, автор ответил в свойственной ему манере — просто и с улыбкой: «Чтобы мы помнили. Они (очевидцы войны) уходят. Их почти не осталось… За два с половиной года, пока я писал эту книгу, многие уже умерли, не дождались публикации своих воспоминаний…»