Платные услуги в брянском образовании: насущная необходимость или родительское бремя
- 6003
Введение и постоянная модификация ЕГЭ, постепенный переход на занятия в одну смену и пятидневку… За последнее десятилетие российское образование пережило немало радикальных перемен. Одни ругают их, бесконечно вспоминая идеальную школу СССР, другие хвалят, отмечая прогрессивные тенденции. Тем же, кто находится внутри этой системы — педагогам, детям и их родителям — просто не остается других вариантов, как адаптироваться к сокращающимся часам, новым требованиям и все еще крайне небольшим учительским зарплатам. Одним из элементов этой адаптации стало введение платных образовательных услуг. Как идет их внедрение и продвижение в брянских школах на примере первой и девятой, выяснял корреспондент NASHBRYANSK.RU.
Школа и бизнес
По данным регионального департамента образования и науки, сейчас из 70 брянских школ платные образовательные услуги предоставляет 61, то есть абсолютное большинство. Исключение — это специальные учебные заведения — вечерние, коррекционные, а также школа при колонии.
Спектр услуг достаточно широк — от школы раннего развития для ребят пяти-шести лет — до уроков углубленного изучения предметов. Одно из главных требований к платным занятиям — несовпадение с общей учебной программой. «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет ассигнований соответствующего бюджета», — подчеркивает директор областного департамента образования Владимир Оборотов в ответе на официальный запрос редакции. Грубо говоря, платные дополнительные занятия должны не дублировать, а лишь дополнять программу, расширяя кругозор детей. В остальном, при разработке той или иной услуги, определении ее направления и формы педагоги могут себе позволить известную долю свободы.
Например, в девятой школе дополнительный английский, адаптированный к соответствующим возрастам, существует сразу в нескольких видах: это «Английский для первоклассников», «Лиха беда начало» (второй класс), «Занимательная грамматика» (пятый — шестой класс) и даже театральная студия, которая ставит собственные спектакли на языке Шекспира. В нескольких вариациях существует здесь и фитнес: отдельно проводятся занятия для детей и их родителей. Расписание сформировано так, что старшее поколение может удачно потратить время ожидания ребенка на собственную тренировку.
Всего в школе № 9 предоставляют около десятка платных образовательных услуг, однако коллектив не останавливается на достигнутом. Педагоги, анализируя предложения родителей, интересы детей, а также общие тенденции, продолжают разработку и внедрение новых услуг. Примечательно, что при всем при этом утверждение нового вида платных занятий — не такая уж простая задача. «Для того, чтобы открыть любую платную услугу, мы должны написать рабочую программу, издать огромное количество приказов, всю эту папку документов отнести в Брянскую городскую администрацию на утверждение в комитет по тарифам и ценам. Там это все рассматривается. Процесс далеко не быстрый. И только после утверждения в мэрии, после получения на руки постановления произойдет официальное открытие», — пояснила директор брянской школы № 9 Ирина Гурова.
Одной из самых популярных образовательных услуг, несмотря на общий рост их числа, остается подготовка детей к первому классу. В школе № 1 эти занятия называются «Школа будущих первоклассников». «Она пользуется спросом у всех. Родители выбирают эту услугу с прицелом на то, что именно в нашу школу отдадут своих детей, — рассказала директор учебного заведения Елена Шкабарина. — Во многом «Школа будущих первоклассников» нацелена на то, чтобы заранее адаптировать ребенка к первому классу. Дети будут приходить, смотреть, знакомиться с педагогами, отчасти выбирать себе учителей. Далее им будет гораздо легче, потому что основные условия уже знакомы, начиная с того, где туалет и заканчивая всеми остальными моментами».
Родители вправе выбирать для ребенка свою траекторию. Если он идет после уроков и занимается акробатикой в спортивную школу, зачем ему оставаться на «Занимательную математику» и «Занимательный русский»? Абсолюта нет такого. Есть классы, где вообще никто не пользуется платными услугами. Мы совершенно спокойно на это смотрим, ни в коем случае никого не принуждаем...
Ирина Гурова
ЕГЭ: проработка программы или занятия с репетитором
Для выпускников такой же универсальный курс подготовки к госэкзаменам существует не везде. В основном ребят готовят бесплатно, в рамках школьной программы. «Профиль мы умудряемся давать за счет собственных средств, оплачиваем из стимулирующей части зарплатного фонда, — рассказывает Ирина Гурова, которая, помимо управленческой работы, занимается также преподаванием математики. — В субботу даем дополнительные уроки. Это на бесплатной основе и по желанию. Но, я хочу сказать, что желание не велико. Дело в том, что в обществе есть такая тенденция — не престижно не ходить к репетитору. У них (учеников — примечание редактора) это теперь как бравада».
Тем не менее, по мнению Ирины Гуровой, единый госэкзамен по математике ее ребята могут сдать и без посторонней помощи, опираясь только на знания, почерпнутые на уроках. «Хорошо, что математику разделили на базовый и профильный уровень, поэтому детям, которым не нужен этот предмет при поступлении, совершенно реально сдать ее на четыре и пять. Не сдать математику базового уровня — это вообще позор, — отмечает директор девятой школы. — Профильный уровень — да — здесь нужно заниматься. Но опять же, для него существуют специальные классы. У них гораздо больше часов по предмету».
Не настолько велики, по мнению педагогов, и сложности при сдаче экзамена по русскому языку, чего нельзя сказать о некоторых других предметах, как, например, английский. «Без дополнительной подготовки на положительную оценку — четыре, пять — здесь можно не рассчитывать, — говорит Елена Шкабарина, преподающая эту дисциплину в своей первой школе. — Но в нашем случае это связано, скорее, с большим количеством учебников. Все-таки советская система давала возможность работать по одному учебнику, под который подгонялось все, начиная от основной программы и заканчивая экзаменами по этому предмету. А сейчас в одном пособии одно дается, в другом — другое. Сами понимаете, иностранный язык требует лексики, а та разная, в одном месте есть это слово, в другом — нет».
Тем не менее, несмотря на такие сложности, заявленный недавно в школе № 1 дополнительный английский пока популярностью не пользуется. Возможно, времени совсем не много прошло, а может, родители просто уже по привычке больше доверяют репетиторам, хотя стоимость их услуг зачастую гораздо выше.
Цена вопроса
Предельную стоимость платных образовательных услуг в брянских учебных заведениях определяет их учредитель — городская администрация. При этом, как отмечает Владимир Оборотов в ответе на запрос редакции, «повышение утвержденных предельных тарифов не допускается». В среднем оплата месяца занятий (восемь уроков) «Школы будущего первоклассника» варьируется от 400 до 900 рублей. А курс подготовки к госэкзаменам — стоит около 400 рублей.
Что касается первой и девятой школ, большинство предоставляемых там услуг оцениваются в 600 рублей в месяц. Самый дорогой курс — это упомянутый «Фитнес для взрослых». За него родители ребят девятой отдают 1200 рублей в месяц, что, однако, смотрится далеко не фатально особенно на фоне ценников специализированных спортзалов.
Средства, заработанные педагогами в рамках предоставления платных услуг, уходят большей частью на прибавки к их собственным зарплатам. «За прошлый год мы выручили около миллиона рублей. И 520 — 530 тысяч ушло на оплату услуг учителей, — отмечает Ирина Гурова. — Расценки, конечно, отличаются от обычных, они зависят от количества детей в группе. Получается по-разному. Но в целом это все равно существенная добавка к зарплате педагога, который может дополнительно получить от тысячи до семи тысяч рублей. Это действительно очень важно, потому что зарплата учителей оставляет желать лучшего».
Оставшиеся деньги школа тратит на укрепление материально-технической базы, закупает оборудование и канцтовары для самих занятий, пополняет библиотечный фонд, обновляет технику. При этом часть заработанных средств направляется на ремонтные работы.
Соцзаказ
Оба директора, и первой и девятой школы, подчеркивают, что платные образовательные услуги — дело однозначно добровольное. По сути, это дополнительная возможность для ребенка — раскрыться, углубить свои знания в необходимой области, определиться с будущей карьерой. «Принудиловка» здесь просто исключена.
«Родители вправе выбирать для ребенка свою траекторию. Если он идет после уроков и занимается акробатикой в спортивную школу, зачем ему оставаться на «Занимательную математику» и «Занимательный русский»? Абсолюта нет такого. Есть классы, где вообще никто не пользуется платными услугами. Мы совершенно спокойно на это смотрим, ни в коем случае никого не принуждаем», — говорит Ирина Гурова, добавляя, что при формировании комплекса платных курсов школа во многом ориентируется на соцзаказ: родителям особенно младшего звена удобно, чтобы ребенок как можно дольше находился под присмотром, получая при этом дополнительные навыки.
У нас, к сожалению, уже нет того социалистического общества, которое было при Советском Союзе, и тех соцгарантий. Поэтому государство отчасти и принуждает школы заниматься бизнесом. Господин Медведев об этом заявил в открытую. Поэтому мы медленно движемся туда, куда указал премьер-министр.
Елена Шкабарина
При этом Елена Шкабарина, говоря о «соцзаказе», выделяет не просто удобство, а откровенную необходимость платных занятий, с которой сталкиваются и родители, и учителя. «Естественно, никто не хочет платить ничего дополнительно. С этим все понятно. Другое дело, что школа поставлена сейчас в такие условия, при которых взять часы просто неоткуда», — поясняет руководитель первой школы.
Однако соцзаказ соцзаказом, а реальное оказание платных услуг все равно упирается в родительский кошелек. Первоклассница девятой школы София Тинякова посещает почти все дополнительные занятия, которые укладываются в ее расписание. «Мы практически везде включились и очень-очень довольны, — рассказывает папа Софии Александр. — Это очень хорошо занимает, дает возможность дополнительно развиваться и интеллектуально, и физически. Дочке очень нравится. Мы как-то несколько раз пытались дома провести беседу, сократить количество кружков, потому что сами понимаем, что много. Но она говорит: «Нет, ни в коем случае. Я хочу ходить везде». Семье такая активность девочки, вместе со школьным фитнесом для мамы обходится примерно в четыре тысячи в месяц. «Но это нормально. Для нашего бюджета не очень большие расходы», — подытоживает Александр.
Мама же будущей первоклассницы Дина Кравец, у которой помимо дочки есть еще и сынишка, а вот финансовой поддержки нет, говорит откровенно: «Я не пользуюсь дополнительными услугами, так как не могу себе этого позволить. Хочется, конечно, особенно после нашего детства, которое прошло в 90-е, но приходится выкручиваться. В этом году обошлись минимумом. Дочка ходит в 60-ю школу на занятия для будущих первоклассников. Их там учат писать, читать, считать. 150 рублей — урок. И то пошли туда, потому что, насколько я поняла, это дает преимущество при поступлении».
Бесплатные варианты занятий для ребят из малообеспеченных семей существуют. Например, та же ритмика, футбол, баскетбол, волейбол, партерная гимнастика — в девятой школе. Однако в целом по городу их число не так уж велико.
О будущем
Расширение и углубление платных образовательных услуг, пока не отошедшая мода на репетиторов, зарплаты учителей, которые, несмотря на майские указы президента Владимира Путина, фактически никак не желают расти… Будущее российского образования, по крайней мере, на первый взгляд, кажется достаточно смутным.
«У нас, к сожалению, уже нет того социалистического общества, которое было при Советском Союзе, и тех соцгарантий, — подводит итог директор Елена Шкабарина. — Поэтому государство отчасти и принуждает школы заниматься бизнесом. Господин Медведев об этом заявил в открытую. Поэтому мы медленно движемся туда, куда указал премьер-министр». Тем не менее директор первой школы считает, что на бесплатную базовую учебную программу никто не покусится.
Такого же мнения придерживается и ее коллега из девятой. «Бесплатный базовый уровень, конечно, сохранится. У нас в любом случае в законе «Об образовании» написано, что ребенок имеет право на получение бесплатного образования. Мы же в свою очередь не имеем права нарушать закон», — резюмирует Ирина Гурова.