В ответе на требование московского скульптора Равиля Юсупова «арестовать» памятник Юрию Гагарину в Брянске в счет уплаты за выполненную работу судебные приставы заявили, что не могут этого сделать, поскольку монумент не принадлежит заказчику-должнику. И как выяснил корреспондент NASHBRYANSK.RU, открытый почти три года назад с «космическим» масштабом арт-объект попросту ничей.

Напомним, памятник первому космонавту Земли Юрию Гагарину к 80-летию его рождения был создан благодаря договоренностям прежнего губернатора Брянской области Николая Денина. По некоторой информации, непосредственно занимался этим вопросом в должности заместителя главы региона, возглавлявший тогда постоянное представительство правительства Брянской области при правительстве Российской Федерации в городе Москве Федор Костюченко. Он был уволен 15 сентября 2014 года, через несколько месяцев после открытия памятника Юрию Гагарину, создание которого финансировалось, как выясняется, не из бюджета, а частным образом.

Примерно с того же времени, как Федор Костюченко перестал представлять интересы брянского правительства в Москве, столичный скульптор Равиль Юсупов начал обивать пороги судов в надежде заставить фирму-заказчика памятника ООО «ВудПром» рассчитаться с ним по договору за выполненную работу. Судебные процессы продолжались, а контора фактически перестала существовать. Поняв, что денег ему не видать, автор памятника потребовал от брянских приставов «арестовать» его Гагарина.

В региональном управлении Федеральной службы судебных приставов ситуацию корреспонденту NASHBRYANSK.RU прокомментировали следующим образом: «С такой ситуацией мы сталкиваемся впервые. Действительно, в службу судебных приставов поступило заявление обратить взыскание на данный памятник, но он не может быть арестован судебными приставами, так как не принадлежит должнику, не является собственностью ООО «ВудПром». При этом взыскателю (Равилю Юсупову — прим. ред.) будет дано соответствующее разъяснение по этому поводу. Счета фирмы-заказчика арестованы, на них средств для взыскания задолженности нет. По закону, если у должника было бы имущество, то мы бы его арестовали и передали на реализацию, а вырученные денежные средства перечислили взыскателю».

Получается, прекративший существование «ВудПром» не является собственником этого монумента, поскольку документов на право собственности на этот объект у него нет, как и актов приема-передачи памятника. Чей же он тогда, на чьем балансе находится? В Управлении имущественных отношений Брянской области сообщили, что этот вопрос в компетенции властей областного центра. А собеседник NASHBRYANSK.RU в Брянской городской администрации, знакомый с ситуацией, подтвердил опасения, что памятник Юрию Гагарину не является ничьей собственностью, то есть бесхозяйный, и ремонтировать его, не дай бог в случае чего, город не будет, поскольку это не что иное, как финансовое нарушение.

Стоит сказать, что городские власти свою лепту в то, что памятник появился в Брянске, к удовольствию горожан, внесли: было много согласований, но без бюрократических проволочек; город помог доставить бронзового Гагарина в областной центр и установить. В чьих руках и в чьей воле судьба бесхозного памятника, полюбившегося брянцам, — теперь не очень понятно. Впрочем, похожий скандал недавно, в конце 2016 года, разразился в Омске.

Там выяснилось, что два самых популярных символа города — скульптуры Любочка и сантехник Степаныч являются частной собственностью одного из предпринимателей, который благополучно оформил на них авторские права в феврале 2016 года. При этом, в отличие от ситуации в Брянске, средства на изготовление памятников были выделены из бюджета города. Однако авторы арт-объектов — скульптор Сергей Норышев и дизайнер Игорь Вахитов — посчитали их своей частной собственностью и продали авторские права.

Примечательно, что в Омске эти скульптуры появились еще 17 лет назад, а о том, что они возводились за бюджетные деньги и следовательно должны быть в городской собственности, местные чиновники даже не подозревали на протяжении всего этого времени. Вот сейчас и гадают омичи, как на улицах города все это время могли простоять композиции, права на которые не были оформлены, и куда, как говорится, смотрели чиновники. Задаются там и другим вопросом, ответ на который, впрочем, очевиден: «А зачем же создатели скульптур продали авторские права частному лицу и с какой целью?».

Не получится ли в Брянске так, что московский скульптор в судебном порядке докажет свое право собственности на трехметрового Гагарина из бронзы, в ситуации более прозаичной, потому что бесхозного. А там уж воля «творца» — то ли продать кому в частное имение, как это случилось с «Чертовой мельницей» из парка имени А. К. Толстого, то ли демонтировать и сдать на цветной металл, а может, выставить счет городским властям, чтобы сохранить монумент на прежнем месте…