Брянские зубры: пополнение от соседей, патрули с ОМОНом и миллионные штрафы браконьерам
- 6396
Более шести лет упорной, кропотливой работы и 40 краснокнижных гигантов как ее результат… Программа восстановления вольноживущей популяции европейского зубра в заповеднике «Брянский лес», запущенная в 2011 году, продолжает набирать обороты. Ее промежуточный итог представители особо охраняемой территории вместе с коллегами из соседних областей обсудили на пресс-конференции, приуроченной к старту Года экологии, в среду, 11 января. Однако «чисто зубровой» темой беседа не ограничилась, охватив и такие проблемы, как создание нацпарка, нехватка кадров, браконьерство и так далее…
Вопросы крови
Пожалуй, один из главных врагов брянских и не только зубров на сегодняшний день — генетика. Ведь даже учитывая все усилия, направленные на восстановление поголовья, по всему миру сейчас насчитывается не более трех с половиной тысяч особей. В таких условиях предотвратить вырождение — наиболее актуальная задача ученых.
Относительно этого старт программы восстановления популяции зубров в России, запущенной сначала на Орловщине в 1996 году, подготовили более чем тщательно. «Тогда в «Орловское полесье» было завезено более 60 животных не только из питомников России, но и, что крайне важно, из Голландии, Швейцарии, Германии, Испании, — рассказал директор орловского нацпарка Олег Пригоряну. — В результате удалось собрать почти полную генетическую карту зубров. Там есть 12 линий. И у нас все они представлены».
Контролируют «вопрос крови» и в заповеднике «Брянский лес». Местное стадо зубров регулярно пополняют животными из «Орловского полесья» и «Калужских засек». Некоторые особо мобильные зубры мигрируют самостоятельно, расширяя территорию обитания и прокладывая так называемые «коридоры» для остальных. «Сегодня мы имеем такую тенденцию, что площадь в 12 тысяч гектаров стала для наших зубров немного мала, — отмечает глава «Брянского леса» Александр Никитенков. — Особенно в весенне-летне-осенний период зубры начинают искать себе свежие территории, ищут кормовую базу. И уже даже в охотничьих хозяйствах Брянской области отмечаются микрогруппировки зубров <...>. Территориально это Суземский, Трубчевский и хвост Навлинского района».
Похожие тенденции наблюдаются и у соседей. На данный момент укрупнившиеся стада зубров Брянской, Орловской и Калужской областей уже воспринимаются учеными как единая группировка, насчитывающая в общей сложности около 400 голов. «Это десять процентов от мировой популяции. Довольно значительная сумма, — сказал старший научный сотрудник заповедника «Калужские засеки» Хосе Антонио Эрнандес-Бланко. — Но для того, чтобы эта популяция сохранилась, нужно беречь генетику. 500 особей это, скажем так, барьер безопасности, но действительно хорошо популяция будет себя чувствовать, когда достигнет тысячи». В этом деле, считает Хосе, просто необходимо объединение усилий, ведь только вместе получится обеспечить настолько значимые для зубров «коридоры», которые могут протянуться от «Брянского леса» до нацпарка «Угра».
В подвешенном состоянии
В какой-то мере облегчить эту работу в Брянской области могло бы создание национального парка «Придеснянский», о котором на самых разных уровнях спорят уже не первый год. Однако пока дело с мертвой точки не сдвинулось. «Сейчас все сложнее. Создана рабочая группа. Да, все подписали. Но у нас же там люди, которые мало того что живут, они еще и работают. Там есть предприятия лесоперерабатывающие, охотничьи угодья и так далее. И это очень трудно переломить, как и психологию людей. Потому что национальный парк все-таки каких-то ограничений требует», — прокомментировал ситуацию председатель Комитета по проблемам последствий Чернобыльской катастрофы и экологии Сергей Чесалин.
А начальник регионального департамента природных ресурсов и экологии Андрей Тимошин добавил, что до сих пор не провели необходимое для изменения статуса территории экообследование. «В 14-м, 15-м, 16-м годах финансирование на это предусмотрено не было. Как далее будет обстоять дело за министерство мы говорить не можем», — пояснил глава департамента. Однако, по его словам, даже сейчас животные охраняются и за границами заповедника «Брянский лес».
Против браконьеров с ОМОНом
Занимаются этой работой сотрудники 73 охотугодий, на которые разделен регион, и охотинспекторы. Правда, на Брянщине последних остро не хватает. «Есть нормативы, установленные Министерством природных ресурсов. По ним, на район должно быть три охотинспектора. На сегодняшний день в связи с финансированием у нас на 27 муниципальных районов — всего 37 инспекторов», — сказал Андрей Тимошин.
Тем не менее, по данным главы департамента, власти уже активно включились в работу по этой проблеме. «Мы сейчас подписываем соглашение о проведении совместных рейдов, в которых бы участвовали сотрудники Росгвардии с оружием, с автоматами. И здесь соответственно браконьеры будут уже вести себя более дисциплинированно и понимать, что в лесу есть представители власти и от ответственности будет тяжело уйти», — рассказал Тимошин. Фактически на Брянщине в ближайшем будущем браконьеров будут отлавливать с ОМОНом и даже с инспекторами ДПС.
Преступление и наказание
За прошлый год на территории Брянской области итогом борьбы с браконьерами стали 400 протоколов. В основном, это охота без охотничьих билетов или без путевок от охотхозяйств.
На зубров покушений не было. Последний подобный инцидент, по данным Олега Пригоряна, зафиксировали в нацпарке «Угра», недалеко от Козельска. Наказание в таких случаях, как правило, сурово. «С учетом всех коэффициентов, а также того, что зубр — зверь высшей категории охраны, это уже более миллиона рублей. И дальше наступает прямая уголовная ответственность. Как там решит суд — условно или не условно — это уже второй вопрос. Но в общем — до пяти лет лишения свободы», — пояснил Пригорян.
Планы
Однако борьба борьбой, браконьеры браконьерами, а все же основой «зубровой» программы остается продолжение жизни. В этом особенном, юбилейном для «Брянского леса» году регион примет еще 11 зубров, точнее, зубриц. Шесть привезут из «Орловского полесья», еще пять прибудут из «Калужских засек». «Мы принципиально будем завозить самок, выправляя половой состав нашей популяции, — сказала заместитель директора брянского заповедника по научной работе Елена Ситникова. — Дело в том, что у нас до сих пор еще перевес самцов. А это самая мобильная группа. Ожидать от них в общем-то можно чего угодно. Они за сотни километров могут уйти искать другой жизни». А вот вновь прибывшие самки смогут и стадо укрепить, и подарить Брянщине новых гигантов.