И в горе, и в радости: на Брянщине снижается количество разводов и браков
- 6329
Существует выражение: хорошее дело браком не назовут. С начала года в Брянской области горькую иронию этого афоризма оценили 4740 пар, разорвавших отношения. В региональном управлении ЗАГС отмечают, что это на 40 меньше, чем в 2015 году. Цифра небольшая и вряд ли может свидетельствовать о том, что наблюдается тенденция к сокращению разводов. А вот резкое снижение количества браков — в этом году зарегистрировали отношения 6690 пар, что на 1466 меньше, чем в прошлом, — вызывает опасения. Корреспондент газеты NASHBRYANSK.RU попытался выяснить, почему брянцы стали реже жениться и можно ли избежать развода, если семейная жизнь разладилась.
Любви все возрасты покорны
В управлении ЗАГС Брянской области уверяют: бить тревогу по поводу снижения числа заключаемых браков преждевременно. «Всегда в високосные года эта цифра сокращается, — заявила начальник управления Галина Сулейманова. — К тому же сейчас брачного и репродуктивного возраста достигают люди, родившиеся в начале 1990-х годов. А тогда в стране и Брянской области в частности наблюдался спад рождаемости». Специалисты уверены: еще год — два, и ситуация изменится в лучшую сторону. Однако многие сходятся во мнении, что всему виной экономический кризис и, как следствие, неуверенность молодежи в завтрашнем днем. Как бы то ни было, очевидно одно: браков становится меньше.
Как показывает статистика, в уходящем году чаще всего регистрировали отношения девушки 22 — 26 лет и парни 26 — 28 лет. Психологи отмечают, что это действительно лучший возраст для создания семьи. «Женщинам, планирующим выйти замуж, желательно ориентироваться на репродуктивный период. Поэтому для них предпочтительнее это сделать в 20 — 40 лет. К тому же девушки как личности формируются рано, уже в 21 — 22 года. Юноши формируются позже, и до 25 лет им лучше не жениться», — рассказала магистр психологии, доцент кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского Тамара Макарченко.
В текущем году восемь пар связали себя узами брака в почтенном возрасте — от 80 до 85 лет. Работников ЗАГС не удивляет, что к ним приходят умудренные опытом люди, ведь немолодые молодожены «хорошо представляют, чего хотят от жизни, им не нужно заботиться об образовании детей, выплачивать ипотеку или думать о карьере». Иными словами, они поняли, что главное в жизни — любовь, все остальное второстепенное.
Что касается разводов, то большинство мужчин стали свободными в 40 — 49 лет, женщин — в 25 — 39 лет. Практически 80 процентов браков расторгается через суд, 15 процентов — в органах ЗАГС по обоюдному согласию супругов (если у них нет несовершеннолетних детей). Оставшиеся 5 процентов — это браки, которые расторгаются в одностороннем порядке (если один из супругов недееспособен, осужден более чем на три года либо признан без вести пропавшим).
Причины разводов бывают разные. «За скобку вынесем те случаи, когда сам брак изначально находился в зоне риска, — пояснила Тамара Макарченко. — То есть если муж или жена страдают алкоголизмом, наркоманией или игроманией, если один из супругов (чаще муж) проявляет преувеличенную агрессию и если ходит налево. Из оставшихся причин в лидерах — отсутствие хорошо организованной семейной коммуникации, или неумение общаться и разрешать конфликты».
Спасти нельзя разрушить
Возникает вопрос: можно ли и нужно ли пытаться сохранить семью, если любовная лодка разбилась о быт и щепки с каждым днем колются все больнее? За ответами мы обратились к священнику Михаилу Макухину, клирику Петропавловского женского епархиального монастыря Брянска.
«Браки разрушаются из-за нашего жестокосердия, — пояснил отец Михаил. — Оно выражается в эгоизме, отсутствии любви, уважения, терпения. Отношения становятся крепкими, если мы любим человека. Многие путают и называют любовью животное влечение. На этом непрочном основании человек строит семью, а когда влечение проходит, она распадается. Семью нужно строить с верой в Бога. В моей практике были случаи, когда люди заключали второй брак, потом третий. Но уже на четвертом останавливались, потому что понимали: второй не лучше первого, третий не лучше второго. И начинали принимать то, что есть. Так, может сразу перетерпеть?»
По словам священнослужителя, разлад зачастую происходит из-за того, что люди думают, будто заключают брак с идеальным человеком. А это заблуждение. Просто сразу не были видны изъяны в его характере или образе жизни, они начинают бросаться в глаза при близком общении. Отец Михаил уверен, что выход только один: принять человека таким, каков он есть.
Уверен он, что даже измена не повод для разрыва. «Причины измен, как правило, обоюдные — один дал повод, другой им воспользовался, — отметил священник. — Почему человек изменяет, совершает предательство, грубо говоря? Потому что ему по какой-то причине стало некомфортно в семье. Нужно общаться, проговаривать проблемы. И еще постараться простить. Это лучше, чем развод, потому что в разводе однозначно пострадают дети. Самое главное — быть милосердными друг к другу. И если один будет с огнем, то другой пусть будет с водой. Тогда ни один конфликт никогда не сможет разгореться».
А брянский психолог Тамара Макарченко уверена, что универсального ответа на вопрос «Как сохранить брак?» не существует, и нужно разбираться в каждом конкретном случае: «Психологу не под силу спасти чей-либо брак. А если его невозможно сохранить в принципе?! А если супруг поднимает руку на супругу?! Речь о другом: как с наименьшими потерями выйти из тупика, в котором оказались люди».
Раз и навсегда
Супруги Зябловские — транспортник Борис Сергеевич и педагог Нина Петровна — уже доказали, что любовь можно пронести через всю жизнь, нужно только этого хотеть. Они поженились в 1959 году (Нине Петровне было 23 года, Борису Сергеевичу — 29 лет), подняли на ноги двоих сыновей, помогают растить троих внуков и одного правнука.
Познакомились они в одной из школ Новозыбкова. В то время Борис работал там учителем труда, а Нину, студентку пединститута, направили на практику. Зябловский стал настойчиво ухаживать за молоденькой практиканткой и завоевал ее сердце. Они поженились и впоследствии перебрались в Брянск. Нина Петровна рассказывает, что их семейная жизнь, как роза — то благоухала, то колола шипами. Однако сохранение отношений называет, в первую очередь, своей заслугой.
«Страшных конфликтных ситуаций у нас не было, — говорит она. — Все эти годы я старалась уходить от них — благодаря своей мудрости, знанию психологии и знанию личности супруга. Потому что если не сумеешь предотвратить конфликт, он будет только нарастать как снежный ком. Так что я самый главный хранитель очага, и я не рабыня, а путеводитель. Не скрою, бывало, что муж доводил меня до кипения, но после этого он извинялся. А раз извинился, значит, можно и простить.
Простить мужу она готова практически все, даже измену. «Я не знаю, изменял он или нет, — сказала Нина Петровна. — Порой мне кажется, что да. Но тогда я себе говорю: «А почему ты такая эгоистка? А может быть, какая-то девка хотела его попробовать!». Лишь бы ничего не подхватил. Главное, он никогда не сказал мне, что ему нужна другая женщина. Себе же я и в мыслях не могла позволить сходить налево. Мне казалось, что у других мужчин запах не тот, рот не тот, слова не те, одежда не та. Я всегда любила и ценила супруга, и мы за все 57 лет не сказали друг другу бранного слова».
Нина Зябловская уверена: секрет счастливого брака прост. «В молитвах последних Оптинских старцев сказано: «Господи, руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». И если супруги поймут глубину и ценность этих слов, то им ничто не будет страшно».
Сегодня семьи со стажем, психологи и священнослужители в один голос заявляют: в основе счастливого брака лежит работа — ежедневная, кропотливая и обоюдная. Как только супруги перестают уделять отношениям должное внимание, начинаются конфликты. А вот как работать над укреплением семьи, муж и жена должны решать только сами. «Научить совместной жизни нельзя, — сказал однажды французский писатель Эрве Базен. — Супружество — своя собственная школа совместного обучения».