Не то, чтобы уж с весьма давних пор, но лето у меня ассоциируется в первую очередь со свободой. Так сложилось, что где-то с начала весны мою филейную часть начинает терзать преострое шило, которое рано или поздно добивается своего. Я увольняюсь с работы, лезу на антресоли, стряхиваю пыль с рюкзака и осоловело озираю окрестности — где же меня на данный момент не хватает? Исключения из этого правила все же случаются, но крайне редко, как им и подобает.

Летняя свобода закономерно стала ассоциироваться с безденежьем, но шило свербит, дорога зовет — и тут на помощь приходит автостоп. В России обычно возят бесплатно, еще и покормить могут, вещей подарить, а то и денег на дорогу. Спонтанность — это еще одно привлекательное свойство подобного способа путешествий. Есть у меня знакомый, который вышел вечером, по-домашнему одетый, в магазин за хлебом и оказался в Польше, причем отсутствие визы и паспорта его не уберегли от такой эскапады. Мне до такого уровня еще расти, но вот как однажды было дело.

В 2013 году моя тогдашняя дама сердца жила и училась в другом городе, за 350 километров от Брянска, а ее способности перемещаться куда бы то ни было в то время оставляли желать лучшего, поэтому возможность увидеться хотя бы раз в месяц уже была счастьем. В начале июня, когда ваш покорный слуга уже был свободен от трудовых обязательств, я услышал от милой весть, что буквально через пару часов она отбывает в составе группы юных бардов на фестиваль авторской песни, проходящий на Куликовом поле, и подобный случай упускать просто грешно. Воистину. Только дело тут даже не в деньгах, а в том, что общественный транспорт от меня до тех краев уехал утром, а погожий летний денек уже подумывал, не стать ли ему вечером. Дожидаться следующих рейсов — это значит приехать и успеть только помочь собрать лагерь.

К 17:00 я торчал на выезде из города в нужную сторону. Это известная позиция за автозаправкой на кольце у Брянского мясокомбината. Там, как обычно, было достаточно оживленно. Тогда мне еще не хватало той позитивной простоты, которую легко перепутать с наглостью, чтобы пытаться узнать у заправляющихся, не в одну ли нам сторону и не хотят ли они обзавестись моей компанией в дороге. Впрочем, стоять с оттопыренным пальцем пришлось недолго — удалось застопить новенькую иномарку, которая могла меня доставить из Брянска до Орла.

До сих пор у меня живет в телефоне этот контакт. Приятный в общении парень моих лет Андрей, который имеет вполне конкретные цели в жизни и успешно их достигает. В 14 лет съехал из отчего дома, но не развлекался ягой по подъездам, а упорно трудился, чтобы достичь материальной независимости. Потратив на это четверть века, теперь он имеет свою купленную безо всяких ипотек квартиру в Орле, машину, о которой мечтал, и определенный капитал на будущее. Пришла пора присматриваться к невестам, да что-то подходящей особы повстречать ему покуда не удалось. Так что пока чувак просто наслаждается жизнью, успев позаботиться о своем завтрашнем дне. Может быть поэтому с ним было несложно найти общий язык.

В городе Андрей предложил накормить меня ужином, а после него отвез на выезд и оставил телефон на случай, если вдруг понадобится переночевать. Растроганный, я продолжил голосование и встретил пару рыбаков, которые меня подбросили совсем недалеко, да и ладно — я стал ближе к цели. Им было не до меня, ребята были в предвкушении ночной рыбалки. Зачем остановились? По доброте душевной, полагаю. В районе Мценска меня подобрал молчаливый старик на иномарке и подвез до развилки Москва — Тула, ткнул пальцем в сторону Тулы и уехал в противоположном направлении.

Остальной путь пришлось пройти пешком. Как выяснилось позднее, эта дорога вела прямиком на ремонтируемый мост, движение по которому было перекрыто. Я мог бы сам раньше догадаться, если бы обратил внимание на попутные машины, которые обгоняли меня, но всегда возвращались навстречу через некоторое время.

Часам к 11 я вышел на этот мост. Довольно сильное, плотно засевшее в памяти ощущение. Темно, машин уже давно нет, широкая трасса, шум поездов. Цивильно уложенное дорожное полотно кончается, начинаются горы строительного мусора, сваленные кучей палки как военные ежи, сквозные дыры в мосту, на небе появляются первые звезды. У меня еще есть полбутылки фанты и море энтузиазма. Я иду вперед и вижу обыкновенную строительную времянку, рядом с которой курят четверо абсолютно голых рабочих.

В Брянске я живу в районе с достаточно дурной славой, так что встречать посреди ночи простую пролетарскую молодежь ранее доводилось, но в подобной ситуации я оказался впервые. Мне достаточно вежливо объяснили, что мост ремонтируется, движение по нему перекрыто, и до Тулы в любом случае придется топать пешочком. Далее ребята посоветовали обратиться за помощью к местному «мостовому», дедушке, который трудился неподалеку, и ночь не была ему помехой, чтобы найти лестницу, по которой можно спуститься с другой стороны моста.

Разумеется, их очень заинтересовала моя персона и цели такого ночного путешествия в их краях, о чем я словоохотливо и поведал. Один из парней захотел получить в подарок мой каремат (туристический коврик — примечание редактора), но этому воспрепятствовал их старший, за что ему заочное спасибо. На дорожку меня успели попугать вероятными последствиями перехода железнодорожного полотна в неположенном месте, ну да это не в новинку, каждый по-своему норовит напомнить, как там, снаружи зоны комфорта.

Старика-мостовика я встретил старательно копошащимся в теле моста, который далее обрывался пропастью. И в не нужно было слезать. Некоторое время собирался с духом, а затем спустился вниз по высоченной приставной деревянной лестнице прямо с тяжелым рюкзаком, в котором я нес весь будущий уют для своей принцесски. Это была та еще эквилибристика. Два железнодорожных пути промелькнули за несколько быстрых шагов, встреченный на ближайшей заправке местный охранник показал мне знакомый въезд в Тулу, и уже к полуночи я говорил полицейским на тульском автовокзале, что переночевать в углу на каремате вполне законно, нет, я не бомж.

Утром меня разбудила пара с двумя детьми, которая поинтересовалась, не бард ли я, не собираюсь ли, случаем, на Куликовку, а то тут через десять минут маршрутка уезжает в ближайший к месту населенный пункт. Я не стал отрицать ни того, что туда-то мне и надо, ни того, что денег на билет у меня нет. Пара предложила подарить денег на него и присоединиться к их лагерю на самом фестивале. Наверно, я очень милый, когда сплю. От билета отказываться не стал, но рассказал, зачем и к кому еду, почему не могу обещать нашу компанию. Желание творить добро у ребят это не отбило. А от остановки маршрутки до фестиваля нас подвезла женщина с ребенком, настоящий супергерой, человек-Тетрис — сама остановилась, сама запихала наши рюкзаки к себе в багажник и сама погрузила нас к себе в салон. Через полчаса теплые объятия подруги сказали, что миссия выполнена.

Это была не самая быстрая поездка автостопом, не самая длинная или короткая, но именно поэтому показательная. Она позволила в очередной раз понять, что расстояния между людьми — вещь весьма условная, зависящая от наличия жгучего желания эти условности преодолевать. Если желание не переходит в действие, то, скорее всего, хочется чего-то другого. И если решил отправиться в путь, то как интересно оказывается открывать для себя бескорыстную доброту совершенно посторонних людей, которая дарит веру в то, что мир не ограничивается скандалами, интригами и расследованиями, человек в нем не один, и каждая дорога сама по себе может превратиться в отдельное приключение.

kim2