13 ноября, во Всемирный день слепых, в ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась первая в России выставка для незрячих и слабовидящих людей «Видеть невидимое».

Уникальный совместный проект Пушкинского музея и Сбербанка — это экспозиция тактильных картин, воспроизводящих знаменитые полотна из собрания музея и изготовленных по инновационной технологии специально для незрячих и слабовидящих людей. Знакомство этой категории посетителей с шедеврами изобразительного искусства обычно ограничивается скульптурой, фрагментами архитектуры, предметами декоративно-прикладного искусства. Выставка «Видеть невидимое» направлена на то, чтобы сделать доступной для незрячих людей ту область материальной культуры, восприятие которой затруднено из-за врожденных или приобретенных особенностей. Партнером открытия экспозиции стала компания Visa.

Для выставки из собрания Пушкинского музея были выбраны шесть шедевров: «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Мадонна с Младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена и «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо. Тактильные картины с использованием технологии рельефной печати были созданы на их основе: фотографии картин подверглись специальной обработке, были подобраны такие текстуры и проработаны те особенности изображения, которые важны для понимания сюжета слепыми и слабовидящими людьми.

Зрячие посетители смогут открыть для себя принципиально новый тактильный опыт восприятия картин и понять ощущения невидящих людей благодаря темным очкам, которые будут выдаваться при входе на выставку. В феврале, после окончания выставки в Пушкинском музее, она поедет по стране. Первым «Видеть невидимое» принимает Екатеринбург.

«Этот уникальный совместный проект Пушкинского музея и Сбербанка стал логичным продолжением проекта «Искусство сохранять», приуроченного к 175-летию банка, — отметил президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф. — На выставке «Видеть невидимое» у незрячих посетителей впервые появится возможность получить индивидуальные впечатления, попытаться сформировать свой художественный вкус. Искусство, как и банк, должно быть доступно каждому вне зависимости от физических особенностей».

«Мир сегодня стремительно меняется. Благодаря современным технологиям перед человечеством раскрылись совершенно новые возможности, о которых еще несколько лет назад мы не могли и мечтать. Однако существуют вечные ценности, такие, как искусство и доброта людей, стремящихся помогать другим. Проект Сбербанка — пример сочетания новых технологий и вечных ценностей. Нам в компании Visa это глубоко созвучно, и мы рады поддержать наших партнеров в этом добром деле», — отметила Екатерина Петелина, генеральный директор Visa в России.