Сергей Ушкалов: «Образование — государственный приоритет»
- 1596
В новом выпуске старейшей патриотической газеты России «Завтра» вышла статья нашего земляка, постоянного члена Изборского клуба Сергея Ушкалова. В материале под названием «Образование — государственный приоритет» общественный деятель представил свои замечания на тему, готовит ли страна квалифицированные кадры, необходимые для ее технологического рывка.
«Мы живем в переломную эпоху, когда идет смена технологических укладов. Чтобы проводить стратегическое планирование развития тех или иных отраслей и сфер жизни общества, необходимо четко понимать, куда идет мир и что в нем будет востребовано завтра. Совокупность прорывных технологий будет коренным образом менять мир», — отмечает автор. Так, к примеру, уже сегодня на стыке биоинженерных и информационных технологий компанией «Майкрософт» начата разработка биологического компьютера. Общественный деятель высказывает мнение, что от того, в каком направлении будут двигаться эти технологии, будет зависеть не только развитие промышленности, техники, но и здоровье людей, и их жизнедеятельность.
Сергей Валерьевич отметил, что в этой связи на первый план выходят качество образования, создание новых образовательных программ в учебных заведениях и направлений исследования в науке, отвечающих современному вектору развития цивилизации, поэтому необходимо определить приоритеты в развитии образования и науки. И первые шаги в этом направлении, по мнению автора, предстоит сделать новому министру образования и науки России Ольге Васильевой.
В своей статье он обращает внимание читателей на советский опыт в сфере образования и то, какое влияние он оказал на развитие общества в целом. В параллели с действиями советского руководства автор рассматривает промахи социальной политики России в конце ХХ — начале нынешнего века и их негативные последствия для образования, науки, которые повлекли за собой значительные перекосы во многих сферах жизни страны.
«Новых предприятий мы не построили, а советское наследие развалили и растащили. Экономика у нас теперь сырьевая, мы продаем газ и нефть другим странам, а для обслуживания нефтегазовой отрасли много квалифицированного персонала не требуется. Целое поколение, получившее дипломы экономистов, юристов и психологов уже отрабатывает свои навыки в продажах „сковородок“, „утюгов“ и так далее, но для экономики и развития страны в этом пользы немного. Такая подготовка кадров в высшей школе стала одним из структурных ограничений нашего развития, так как, к примеру, оборонная промышленность, которая тянет за собой большой сектор экономики, испытывает острый кадровый голод. Также на сегодняшний день дефицит кадров испытывает сельское хозяйство, которое, вследствие санкций, наложенных на Россию, и ответных мер со стороны РФ получило большой импульс развития. Возросшие производственно-сбытовые возможности сельхозпредприятий не покрываются кадровыми ресурсами. Зачастую агропромышленные фирмы вынуждены специально привозить работников из городских центров. Особенно нехватка квалифицированных кадров сказывается на предприятиях мясной и молочной промышленности, в первую очередь, недостает специалистов-технологов, что резко ограничивает возможности производить продукты на высоком технологическом уровне — сыры, колбасы, способные по качеству заместить на прилавках импортные аналоги», — отмечает Сергей Ушкалов.
«Поэтому нужно определить приоритеты в подготовке кадров в системе высшего образования. Для этого на первый план должна выйти программа социально-экономического развития страны. Исходя из этой программы уже будет определяться развитие системы среднего и высшего профессионального образования. Нужно выбрать приоритетные прорывные отрасли народного хозяйства и готовить для них специалистов, в этой связи увеличить финансовую поддержку наиболее перспективных научных школ, пополняя их кадрами из студентов, аспирантов и так далее», — предлагает автор статьи.
Как отмечает Сергей Валерьевич, изменения в системе образования должны быть направлены на стимулирование инноваций в науке. Необходим план согласованных действий образовательной и промышленно-структурной политики, в котором будут учитываться направления перспективных разработок, развитие производств и требуемые для них научные и производственные кадры. Это позволит построить сбалансированную систему образования, науки и внести свой вклад в создание будущего, которое рождается уже сегодня.
Автор статьи подводит следующий итог:
«Образование — национальный приоритет, и только при этом условии Россия будет суверенным и сильным государством, которое способно достойно ответить на угрозы и вызовы современного мира. Здесь уместно вспомнить слова, произнесенные Иосифом Виссарионовичем Сталиным в 1931 году: «Мы отстали от передовых стран на 50−100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы это сделаем, либо нас сомнут».