«Джазовая провинция» в Брянске: от трансовой электроники к нестареющей классике
- 2689
Три поколения джазменов из Великобритании, США, Германии, Эстонии, России, причудливое переплетение классики и смелых экспериментов, привычно полный зал театра драмы… Брянск, наконец, дождался XXI фестиваля «Джазовая провинция», интерес к которому почти в течение месяца подогревали организаторы через местные СМИ. Грандиозный музыкальный праздник состоялся в среду, 2 ноября.
Открывать фестиваль доверили оригинальному немецкому дуэту — Гильде Разани и Хансу Ваннингу с проектом ABOUT APHRODITE, которые, несмотря на свою нетипичность и даже в каком-то смысле революционность, буквально приковали к себе внимание зрителей.
«Очень интересные ребята. Смело прямо с первых минут запустили такой свободный, можно сказать, психоделический джаз. Я не в первый раз на «Джазовой провинции». Раньше у нас на подобное все реагировали ужасно и просто уходили, а сегодня зал принял, — отметил брянский музыкант Даниил Шишков. — Что ни говори, немцы молодцы. Два года назад был дуэт немецкий. Один на саксофоне играл, второй — за барабанами сидел. Это было что-то! Видимо, в Германии сложилась на сегодняшний день такая культура — интересная, экспериментальная».
Музыка ветра, голоса морских чудищ и пение океана — во многом передать эти образы дуэту удалось с помощью редкого инструмента, которым владеет Гильда Разани, — терменвокса. К слову, многие из молодых слушателей купили билеты на «Провинцию» именно ради знакомства с этим творением советского изобретателя Льва Термена. «Я лично пришла посмотреть на терменвокс. Правда, выступление немцев с ним было больше похоже на перфоменс, чем на исполнение музыки. Это даже было не столько интересно слушать, сколько интересно смотреть», — поделилась молодой брянский поэт Татьяна Шилова.
Эмоциональную оценку от нее получило и выступление классического квартета, в который вошли легенды советского и не только джаза — народный артист России, гитарист Алексей Кузнецов, контрабасист Стив Кершоу (Великобритания), саксафонист Лембит Саарсалу (Эстония), известный московский барабанщик Вартан Бабаян — и самого юного участника фестиваля — Леонида-junior'а. «Слава богу, родная классика! Сильная, глубокая музыка, настоящие профессионалы на сцене. Очень понравился Леонид-junior. Выходит такой примерный мальчик в рубашке, застегнутой на все пуговицы, и внезапно начинает петь так, что прямо — вау! Потрясающе. Мне, как ни странно, понравилось больше, как он поет, чем-то, как он играет. Хотелось, чтобы больше пел», — сказала Татьяна.
Сам 16-летний Junior, внук арт-директора международного фестиваля «Джазовая провинция» Леонида Винцкевича, в беседе с корреспондентом NASHBRYANSK.RU признался, что как раз вокал пока дается ему гораздо сложнее. «Сейчас больше приходится сосредотачиваться на технике исполнения, ведь я занимаюсь вокалом всего пять месяцев», — пояснил Леонид. Однако, если в роли вокалиста в «Джазовой провинции» Junior участвует впервые, то в роли музыканта — уже в третий раз. И с каждым годом его уровень растет, во многом благодаря опыту общения с российскими и зарубежными мэтрами джаза. «Джазовая провинция» для меня замечательная обучающая площадка, потому что приезжает множество профессионалов со всего мира, и я, конечно, у них спрашиваю, если вижу что-то интересное, незнакомое, — сказал Junior. — К тому же, с ними намного легче играть: всегда поддерживают, даже если у тебя будет какая-то ошибка, сумеют завуалировать ее своим профессионализмом. Они постоянно тебя ведут и ты в любой момент можешь найти у них подмогу».
Композиции квартета с участием Леонида-junior'а завершили первое отделение фестиваля. Во втором отделении царствовали американцы. Квартет саксофониста Эрика Александера вместе с вокалистом Мэрионом Коуингсом буквально зажег зал. «Огромное удовольствие слышать такую музыку. Это большая редкость в нашем городе. Очень приятно. Профессиональные музыканты с колоссальным опытом и с именами — это всегда откровение, это всегда результат», — поделился эмоциями солист Брянского городского эстрадного оркестра Андрей Запецкий.
Завершил XXI «Джазовую провинцию» джем с участием всех джазменов фестиваля. Обмен инструментами, батл барабанщиков, соло Леонида-junior'а на губной гармошке, заслужившее даже одобрительный жест Коуингса и не стихающие аплодисменты зрителей, которые даже после четырех часов продолжали излучать энергию — таким стал финальный аккорд праздника.
«Сегодня чувствуется, что народ пришел слушать именно джаз. Джаз, который он слушает каждый год уже в течение многих лет. Я в Брянске уже третий раз подряд и могу констатировать, что здесь сохранились хорошие традиции «Джазовой провинции» первых лет. Я очень рад, что есть такая публика, что есть такой слушатель», — подчеркнул Алексей Кузнецов.