Россияне в условиях роста цен и падения уровня зарплат стали меньше посещать рестораны среднего и высокого уровня, предпочитая им фастфуд, но больше пользоваться такси и совершать покупки в магазинах беспошлинной торговли.

Согласно исследованию экспертов банка «Русский стандарт», в первом полугодии 2016 года в России отмечен рост операций по картам в заведениях фастфуда: он вырос сразу на 37 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Средний чек также вырос, но всего на два процента.

Эта тенденция, говорится в исследовании, особенно заметна в среде молодых людей. В то же время отмечена экономия россиян на барах. В среднем россияне оставили в этих заведениях на 15 процентов денег меньше.

В то же время число поездок граждан на такси выросло на два процента при сокращении среднего чека на 15 процентов до 1443 рубля. Кроме этого, россияне стали совершать больше покупок в duty free. Эксперты отмечают, что таким образом наши сограждане все больше предпочитают тратить деньги в условиях кризиса с умом.

Однако, отмечены и другие факторы, проистекающие из процессов трансформации самих предлагаемых услуг. Так, например, покупать в магазинах беспошлинной торговли стало еще выгоднее, а рост интереса к услугам такси вызван, в том числе, и ростом конкуренции между таксомоторами, внедрением новых технологий и более гибких тарифов.

«Действительно, есть тренд «дауншифтинга» потребительских стандартов. То есть в условиях, когда зарплаты в ряде секторов не растут, люди, конечно, потребляют более дешевые товары или товары более низкого качества. Это и отражает падение средней суммы чека», — прокомментировала «Известиям» главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Так, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы (доходы с вычетом обязательных платежей с поправкой на инфляцию) населения страны за первое полугодие упали почти на пять процентов в годовом выражении. Инфляция же по итогам июня 2016 года в сравнении с июнем 2015-го выросла на 7,5 процента.