Модернизация образования по-брянски: «Нет школы — нет проблемы»
- 3666
В этом году на День знаний в многоголосой какофонии первых звонков, показалось, не расслышать жалобы и возмущения жителей десятка деревень и сел Брянской области, где по указке чиновников уже закрылись или еще только ожидают так называемой оптимизации, для которой журналисты подобрали более емкое — «утилизации», малокомплектные школы.
Как-то подспудно, под девизом развития и модернизации образования, в сознание брянцев, с высоких трибун, с некоторых пор внедряют мысль, что тезис «нет школы — нет села» не только изжил себя, но и мешает прогрессу. За словами, что система образования должна быть эффективной и современной, порой стоит не что иное, как рентабельность, поскольку образование давно уже перешло в разряд услуги.
По информации из открытых источников, в 2014 году в Брянской области функционировали 515 школ. Накануне нового 2016−2017 учебного года директор областного департамента образования и науки Владимир Оборотов сообщил, что дети пойдут в 478 муниципальных общеобразовательных школы. Почти четыре десятка школ за три года оказались реорганизованы, или попросту закрыты. Все — на селе.
Где-то все проходит тихо и мирно под нажимом местной власти, где-то вспыхивают митинги. Некоторые факты самоуправства чиновников доходят до прокуратуры, как в случае с Глуховской основной общеобразовательной школой Суражского района. Как сообщает надзорное ведомство, суд по иску прокуратуры об отмене закрытия этого учебного заведения перенесли на 7 сентября. День знаний праздником для 30 глуховских учеников не стал. И хотя усилиями родителей здание школы, кабинеты и подсобные помещения были практически полностью подготовлены к началу учебного года, акт приемки так и не был подписан. Значительная часть родителей написала заявление о переводе детей в другую школу, некоторые бунтовщики продолжают борьбу за родную.
Сейчас на Брянщине, несмотря на грянувший праздник Первого звонка, борьба за выживание продолжается еще в трех учебных заведениях. Неясной остается перспектива школы имени Героя Советского Союза И.Н. Лагутенко в поселке Лесном Суражского района. В суде предстоит разбирательство по Трехбратской школе в деревне Старое Колышкино Дубровского района. Нешуточные страсти с угрозами в адрес родителей о возможном лишении их прав кипят в Кибирщинской школе Красногорского района.
Оказывается, закрываются малокомплектные школы, в том числе по мнению регионального руководства, совсем не экономии окаянной ради, а токмо пользы для… Для учеников чиновники стараются. Вот и губернатор Александр Богомаз успел красноречиво высказаться по этому поводу накануне нового учебного года, вручая ключи от школьных автобусов, которые и будут возить детей за сорок, а то и больше километров из закрывающихся сельских школ. Шутка ли, по словам директора областного департамента образования Владимира Оборотова, с 1 сентября в ежедневной доставке к месту учебы около 6900 школьников из 742 населенных пунктов будут задействованы около 230 школьных автобусов.
Глава региона на чистом глазу высказался в том смысле, что школы, в которых учатся пять-десять детей, не могут дать им полноценного образования. Тут нельзя не процитировать: «Необходимо всем понимать, что те школы, где учатся пять, семь, десять учеников, не могут дать полноценного образования. Это не школы, это издевательство над учеником. Хотели бы мы этого или нет, но жизнь идет, и сегодня наша задача дать нашим детям качественное и достойное образование и создать комфортные условия пребывания в этих школах. Поэтому мы стремимся, чтобы дети учились в новых, прежде всего, безопасных школах».
Губернатор Александр Богомаз, с некоторых пор по долгу службы мыслящий по-государственному, и к проблеме сельских школ подходит с таким же лекалом без лишней лирики и сантиментов: «Какие знания получит ребенок, если один человек в классе? Понятно, что преподавателям, которые с ним занимаются, хорошо. Нам надо вместе подходить к этому вопросу по-государственному. Нам нужно и новые школы строить, и стадионы, чтобы дети могли спортом заниматься. Чтобы у них учителя-профессионалы были, а не так, как в одной школе: восемь учителей, из них пять — начальных классов. Преподают все уроки. Занимают по нескольку должностей. Какие знания получит ребенок?»
Никто не спорит, что «надо создавать условия, чтобы в школе было и питание, и образование, чтобы предметы вели профессионалы, знающие предмет люди», но разве в чем-то можно упрекнуть сельских учителей… В том, что в город не подались, землю родную не бросили, на село вернулись после вуза?
На том же совещании накануне нового учебного года в обладминистрации глава региона открыто и чиновникам на местах дал понять, что тем, мол, «с родителями надо встречаться, показать им школу, где их дети будут учиться, на каком автобусе их будут возить». Ключевой же фразой стало: «Деревни гибнут не оттого, что школы закрываются, а оттого, что нет работы. Нельзя назад повернуть историю, сегодня не серпом убирают. Надо создавать условия, чтобы зарплата у людей была по 30−40 тысяч рублей. Чтобы они не ездили на заработки в Москву. Технологии нужны, а не вчерашний день». После этого любой чиновник может вздохнуть с облегчением, словно получив индульгенцию за грех закрытия школы. Вроде как с этим и к народу легче выйти будет на сход.
Ничтоже сумняшеся, пресс-служба областного правительства процитировала и другой пассаж губернатора не в пользу малокомплектных школ. Оказывается, бывает и такое, по его словам, «когда учитель из города ездит в такую школу, объясняя это тем, что так легче: учеников — два, а не 18−20, как в райцентре». «Приехал, два часа поработал и свободен. Александр Богомаз подчеркнул, что такое недопустимо: «Вот откуда все недовольства — надо работать!» — сообщает пресс-служба правительства.
Не исключено, что слова губернатора вырваны из контекста. Но в таком ряду они звучат кощунственно. Так вот в чем еще сельские школы повинны — учителя-лоботрясы облюбовали их для прокорму.
Вот только стоило ли вслед за этим главе региона интересоваться у директора областного департамента образования и науки Владимира Оборотова, почему в школы региона в этом году пришло только 127 молодых педагогов, тогда как Брянский государственный университет выпускает сотни специалистов. Губернатор, конечно же, призвал обратить на это внимание работников департамента образования и глав районов — сообщает пресс-служба главы области.
Видимо, не желая попасть в другой раз под оптимизацию образования по-брянски, выпускники профильного для школ вуза предпочитают теперь не на село ехать, а лишь бы как зацепиться в городе. Вторя губернатору, нельзя не согласиться — сегодня серпом не убирают, но, видно, сегодняшняя чиновничья рать настолько поднаторела в этом умении, что разницы между сельским хозяйством и образованием уже не замечает.