«Брянск стародавний»: война и мир образца IX века
- 3936
Древние ремесла и элементы быта славян, групповые бои и поединки чести, крепость IX — X веков и музыка той эпохи… Сотни горожан имели возможность на несколько часов погрузиться в живую историю на фестивале «Брянск стародавний», который прошел у озера поселка Радица-Крыловка в субботу, 16 июля. Воспользовался этой возможностью и корреспондент НАШБРЯНСК.RU.
Всем миром
В Радице-Крыловке «Брянск стародавний», кочевавший до этого по разным площадкам, прописался в 2014 году, успев с тех пор обрасти и постоянными поклонниками, и надежными помощниками. Как рассказал организатор феста, представитель исторического клуба «Кветунь» Юрий Павлов, к строительству городища и подготовке площадки активно подключилось местное население.
«Здесь фестиваль уже вышел за рамки организации одним клубом. Теперь это такой народный праздник, к созданию которого прикладывают руку и простые любители истории, — говорит Юрий Павлов. — Так, нам очень помогает Александр Карпешин. Он является основным другом «Брянска стародавнего» в плане обеспечения деревом для строительства крепости, а также в плане помощи с техникой. Андрей Николаевич Гончаренко — глава радицкого сельского поселения — тоже замечательный, отзывчивый человек, который поддерживает нас. В целом помогает население Радицы-Крыловки».
От крепости прошлогоднего фестиваля у озера осталась лишь земляная насыпь. Практически все работы реконструкторам пришлось сделать заново. «Подготовка площадки в этом году заняла две недели — это чисто работа. Плюс проектировка. Процесс, на самом деле, достаточно сложный. И мы его выполняем сами, без серьезной техники. Не замахнусь сказать, «как предки». Их, конечно, было больше. И времени у них было больше. Но, тем не менее. Многие конструкции было решено делать съемными, чтобы использовать их через год», — поясняет Юрий.
В итоге в Радице-Крыловке вновь выросло достаточно обширное городище с десятком различных площадок. Именно там провели большую часть времени гости исторического праздника. «Здесь мы демонстрируем наполнение жизни населения того времени. Ведь большая часть людей занималась мирным трудом. А воины их защищали, — отмечает Юрий. — Это работа ремесленников. Это настоящие секреты производства, которые можно прямо сейчас узнать у мастеров, узнать и попробовать сами что-то сделать, слепить, оставить себе на память».
Железная кольчуга блещет…
Сергей Симунин, исторический клуб «Кветунь»
Занимаюсь изготовлением кольчужных полотен уже год. Кроме того, что плету сами полотна, я изучаю различные источники, книжки читаю умные, с археологами общаюсь, даже с иностранцами зачастую приходится списываться.
К сожалению, археологи и реконструкторы не могут в точности ответить на вопрос, как именно делались кольца. Технология утеряна, но у нас есть очень много предположений. А некоторым ребятам даже удалось воссоздать те самые колечки.
Основная проблема — сделать правильную проволоку и потом уже собрать кольчугу на человеке, чтобы это все выглядело органично и красиво.
Кольчужное полотно состоит из двух видов деталей — колечек для заклепок и цельных колец. Последние вырубаются из цельного листа металла. А колечки для заклепок делаются из той самой проволоки. Сеченые кольца сплетаются между собой клепаными с учетом параметров будущего владельца кольчуги. Повторюсь, она должна сесть четко по фигуре, иначе это уже не кольчуга, а издевательство.
Стоила такая тонкая работа баснословных денег. Жизнь воина в те времена была посвящена войне. Княжеская дружина защищала простых земледельцев, ремесленников от набегов врагов. Население же кормило дружинников, обеспечивало их всем необходимым, в том числе и доспехами.
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи
Ульяна Богатырева, исторический клуб «Кветунь»
У девушек в реконструкции спектр ремесел очень велик. Они могут и украшениями заниматься, и плести, и ткать. Мы вяжем иголками, плетем на бердо, на дощечках. Готовим, естественно, штопаем, делаем такие обиходные дела, которые есть и у каждой дамы современности.
Здесь мы натуральными красителями окрашиваем ткани и шерстяные нитки. Вот красили вчера крапивой. Соответственно, все оттенки зеленого, которые у нас тут получены, это крапива. В котле на 15 литров штаны успели покрасить.
А вот нежный персик — это марена красильная — трава, которая красится корнями. Она у нас дает все оттенки красного. Для закрепления цвета используем квасцы. Это соли различных металлов. Чтобы краски не выстирывались, не выгорали на солнце, их надо закреплять.
Есть разные закрепители… В частности, можно и обычной солью закрепить — прополоскать в растворе. Но мы используем в основном квасцы, чтобы лучше схватился цвет. Без этого он либо выгорит, либо выстирается. Мое платье вот пережило много стирок. Покрашено тоже мареной, правда, тут она дала другой оттенок — квасцы были другие. Марена вообще — волшебный краситель, на все случаи жизни. Ждешь каждый раз: такой цвет получится или другой? Такое вот средневековое творчество.
Заревые янтари ― Жар-монисто на груди…
Антон Ермушев, исторический клуб «Кветунь»
У нас тут горн бусодельный. Занимаемся производством стеклянных бусин из таких вот цветных стеклянных дротов. Наши мастера работают со стеклянным дротом из Италии - остров Мурано. С XIII века здесь находится центр производства стекла, перенесенный из Венеции.
Расцвет стекольного производства на Руси приходится на XI век, когда в ряде городов формируются большие мастерские по варке стекла и изготовлению из него изделий. В то время использовали как привозной материал (Византия, Арабский Восток), так и варили стекло из собственного материала.
Дроты плавят в горне. Внутри поддерживается необходимая для этого температура. И при помощи металлического стержня в одной руке и стеклянного — в другой ремесленник в горне создает бусину.
Стеклянный прут разогревается, становится пластичным. И уже расплавленное стекло наматывается на металлический стержень, на который уже нанесена обмазка, чтобы потом бусину можно было снять. Обмазка работает как разделительный слой.
Уже потом бусина остынет, и ее можно будет легко стянуть. Перед снятием нужно время, чтобы убрать в стекле внутреннее напряжение, чтобы изделие было твердым и не треснуло. Иногда бусина остывает в течение нескольких часов. Затем она достаточно просто снимается со стержня.
Бусинки могут быть просто круглой формы или с каким-то узором выдавленным. Также можно нанести орнамент: либо раскрасить, либо вкрапления мозаики сделать. Мозаики впаиваются из отдельных стерженьков.
Здесь очень важны скорости: мастер должен быть крайне расторопным, потому что если он начинает долго «вылизывать» бусину, пытаться ей придать форму, наступает момент расстекловки, когда стекло насыщается золой из горна и становится, как камень. Далее, как сильно ни грей, ты даже на микрон его не сдвинешь.
Печку топим древесным углем. Зовем ее страдалицей, так как ей уже и так много лет, а эксплуатировать продолжаем регулярно. Часто приходится перемазывать ее: температуры высокие, глина не выдерживает — и печка постоянно трескается.
При работе с печью — обязательно наличие помощника, чтобы он не останавливаясь качал меха, поддерживая необходимую температуру.
Дружина дралася три дня…
Несмотря на привлекательность ремесленных площадок, гости фестиваля вполне предсказуемо отдали должное и выступлениям дружинников, которые провели для зрителей целую серию показательных выступлений. В жестоком бою не на жизнь, а на смерть сошлись две рати. Сплоченность, слаженность и тактика — вот то, что определило здесь лидера.
«Это очень важно — понимать, то ты не просто один воин. Каким бы ты умелым в бою ни был, но против строя ты ничего не сможешь сделать, если рядом нет такого же опытного воина, который будет работать с тобой в паре, который прикроет тебя, — рассказывает представитель «Кветуни» Михаил Церковный. — Работа строя отрабатывается отдельно. Идеал, вершина отработки — это, когда строй из пяти и более человек может маневрировать, двигаться и работать эффективно против любого количества врагов».
За групповыми боями последовали одиночные поединки. Открыла серию дуэль опытных фехтовальщиков. Отточенность приемов, скорость, почти кошачья грация и финальный удар на грани реальности не оставили зрителей равнодушными. «В одиночном постановочном бою работают только профессионалы. Любой подобный бой — это серьезный труд. То, что проходит в течение нескольких секунд, репетируется и отрабатывается годами. Для того чтобы комфортно чувствовать себя в бою и иметь возможность импровизировать, ты должен знать человека хорошо. Следовательно, ты должен работать с ним и тренироваться. Залог успеха — многолетние, многочасовые тренировки», — поясняет Михаил.
«Парни брутальные, дрались они здорово. И, хотя я не разбираюсь во всех этих нюансах, смотреть на дерущихся мужиков было круто. Было приятно узнать, что есть еще мужчины на Русской земле. Фаворитов не было. Все хороши. Погода очень жаркая, все они в доспехах, я представляю, как им было тяжело», — комментирует бой молодая брянская поэтесса Елена Франс.
Смерть на импровизированном поле брани по понятным причинам также была импровизированной. Тем не менее, в реалистичности и натуральности тут недостатка не чувствовалось. «Ощущения боли помогают. Травмы случаются постоянно. Травмы не случаются, если ничего не делаешь», — подводит итог Михаил Церковный.
Беcсмысленно выпускать стрелу без цели
Четвертый «Брянск стародавний» подошел к концу. Впереди у организаторов фестиваля — юбилейный год, который должен стать особенным. Цель в этом году у реконструкторов достаточно амбициозная, но не невыполнимая — это создание стационарной исторической площадки для проведения фестивалей на любые эпохи.
По мнению Юрия Павлова, качественная деревянная крепость — отличная база для фестиваля и на период XII- XIII веков, и на времена Куликовской битвы, где участвовал наш легендарный земляк Александр Пересвет со своим братом. Можно провести здесь и фестиваль на период смуты, который на Брянщине тоже отлично представлен.
«Цель одна у нас — создание союза между администрацией и клубами исторической реконструкции, чтобы такая площадка в Брянске все-таки появилась. «Где?» — это вопрос, который мы всегда готовы обсудить, — подчеркивает Юрий. — Ведь мы работаем для людей. И наше знакомство с историей — это, по сути, такой здоровый выплеск патриотизма. Мы хотим зарядить брянцев энергией, объяснить, что у нас есть большая история, мы гордимся ей, и все это было не зря».
Организатор фестиваля «Брянск стародавний» — исторический клуб «Кветунь» — отдельно благодарит за поддержку ректора Брянского государственного технического университета Олега Федонина и директора Центра детского технического творчества Брянской области Галину Лукомскую, которые предоставляют реконструкторам базу для работы со студентами и школьниками, а также площади для мастерских и выставок.