«Дикая Мята»: фильм, достойный нескольких просмотров
- 3239
— Вот и закончились наши приключения, — говорит Ваня, направляясь к выходу с фестиваля «Дикая Мята». — Я дикий, а ты помятая. Хоть и баян, но я сказал это.
— Баян-не баян, а что есть, то есть, — лаконично отвечаю уставшим голосом.
Бездушная жара и бескрайнее поле возле деревни Бунырёво в Тульской области, на котором с 24 по 26 июня тусовалось несколько тысяч людей всех мастей (поговаривают, порядка 14 тысяч). Но попали мы туда не сразу.
«Здравствуйте, у нас два места на технической парковке, — сказал Сережа, когда мы остановились возле второго въезда на «Дикую Мяту». — Мы из Брянска. Какая организация? Kosmosky. Производство глюкофонов».
Если вы не знаете, что это за штуки, то расскажу в следующий раз. А сейчас мы встряли посреди поля и вот уже 20 минут, уставшие, голодные и конкретно припекаемые солнцем, стоим и ждем, пока номера наших машин найдут в бесконечных бумажках.
Прорваться на парковку — это только первое испытание. После него начинается другой квест — «Обменяй билет на браслет».
— Ребят, а куда идти-то?
— Я не знаю, я охранник.
— Подскажите, а где браслеты получить?
— Ой, ну это точно не ко мне, я клею наклейки на машины.
— А…
— Короче, вам туда.
«Туда» — это любое направление (хоть в железные ограждения), которое сделает вас на несколько метров дальше от волонтерской братии. С помощью случайных прохожих мы сообразили, куда нужно идти, и началось самое интересное. Оказывается, если команда волонтеров-организаторов попадает в нестандартную ситуацию, их начинает коротить, как терминаторов. Если у тебя есть билет, то полагается желтый браслет. Если ты приехал давать мастер-класс по игре на глюкофонах, то надень зеленый браслет. А еще есть салатовый для детей и белый для музыкантов.
— Стоп! Вам сюда нельзя. Это вход через техническую парковку, а у вас желтый браслет.
— И что? Пропускная система же везде одинаковая? Давайте вы просто посмотрите наши рюкзаки, и мы пойдем с миром.
— Нет. Смените браслет или вход.
Короче, охранники «Дикой Мяты» не хотят ничего решать, они хотят видеть на тебе браслет нужного цвета. Лично мне до сих по непонятно, в чем принципиальная разница между этими пропускными режимами. Однако браслет мы все же заменили.
К слову, в правилах посещения фестиваля неприлично много пунктов. Из того, что сходу можно вспомнить: никаких газовых горелок и баллонов, костры не жечь, скоропортящуюся еду не приносить, вода запрещена в любых тарах, объемах и видах. Это оправдывалось тем, что на фесте будет бесплатная питьевая вода в фонтанчиках (вопрос, во что ее набирать, оставался открытым) и около 40 палаток с самой разной едой на любой вкус и кошелек.
Оглядевшись, мы решили поставить палатки рядом с самой неформальной и душевной площадкой Green Age. Посреди нее был большой костер, вокруг которого рассредоточились продавцы одежды, сувениров, монет, мороженого, кофе, а также одна из трех фестивальных сцен — «Вело-сцена».
По идее, рядом с ней нужно было безостановочно крутить педали трех велосипедов, чтобы на сцену поступало электричество. Прикольная задумка — прям с ходу можно понять, кого народ хочет слушать, а кого нет, хотя, конечно же, неподалеку стоял большой генератор. На «Вело-сцене» выступали, преимущественно, неизвестные команды — из 16 заявленных музыкантов я знала только душевное регги ShantyNatty.
К главной сцене под названием «Легенда» все стали подтягиваться к 20:00, потому что выступали Dubioza Kolektiv. Эти ребята стали первым открытием феста. Такие исключительные, живые и энергичные, что, по словам ведущих радио «Маяк», сделали дырку в сцене своими горячими танцами.
После них вышел Александр Васильев и начал петь песни группы «Сплин» из альбома «Резонанс». Честно, я хотела посмотреть на это выступление, по большому счету, для галочки, которую теперь можно поставить в личный список достижений напротив пункта «Была на живом выступлении «Сплин». Новых песен я практически не знаю, а действительно удачной считаю «Мороз по коже», которая, к слову, тоже прозвучала. Не берусь говорить за всех, но, по-моему, многие подошли к «Легенде» в тот вечер только ради той самой галочки, потому что настоящий кач начался под «Линию жизни», «Остаемся зимовать» и, конечно, «Выхода нет». Спасибо, Александр!
После выступления «Сплин» все ломанулись на еще одну сцену — Willy-boys Club, где вот-вот должно было начаться выступление Федора Чистякова из экс-группы «Ноль» (ну, помните, «Человек и кошка плачут у окошка»). Эта сцена была примечательна тем, что доступ к ней имели только люди от 18 лет. Для меня до сих пор остается тайной, как охранники их различали — без паспортов и среди бесконечного потока зрителей? Однако через некоторое время часть людей сбежала к главной сцене так как очень хотела посмотреть на «Кирпичи», которые разогнали кровь у всех, кто помнит и любит «Школьничков». Даже Дмитрий «Сид» Спирин из группы «Тараканы!» зашел в толпу зрителей, чтобы заценить их выступление, а в 01:45 сам стоял на сцене, как DJ Spirin.
Первое, что спросила у меня мама, когда мы приехали на «Дикую Мяту»: «Ну что, инфраструктура, правда, развита?» «О, да», — ответила я ей и всем остальным интересующимся. По всей территории стояла куча биотуалетов, которые «откачивали» утром и вечером (а может, и чаще). Плюс, были установлены душевые кабины, но мы до них не дошли, потому что отправились умываться на речку, которая находилась в 15 минутах ходьбы от феста. Свою воду мы все же протащили, но тем не менее неоднократно подходили к питьевым фонтанчикам. Открытым оставался только вопрос еды.
То, что ее было действительно много, сомнений не вызывало. Но вот цены реально озаботили. Шампур шашлыков из свинины в прованских травах (где-то шесть или семь кусочков) — 700 рублей. Штрудель вишневый среднего размера — 150 рублей. Кофе на песке — от 100 рублей. Бургеры и сэндвичи самых разных видов — от 100 рублей. Короче, хорошо, что мы взяли с собой макароны быстрого приготовления и печенье.
Отдельно нужно сказать про ярмарку, потому что она была огромна. Вот, где можно было оставить все свои деньги и еще влезть в долги! В принципе, для знатоков таких фестивалей, как «Быть Добру!» или «Тайбола» дикомятная ярмарка, наверное, не показалась бы очень крутой. Но те, кто выбирается на такой отдых раз в 100 лет, пришли бы в восторг. И чего там только нет: деревянные балалайки, кожаные браслеты, индийская одежда, значки из битой посуды, алюминиевое нечто, гипнотизирующее тебя при наличии ветра… И за все надо платить.
Слово «бесплатно» я нашла возле игротеки и зоны турфирмы «Nova Tour», которая раздавала бесплатный компот и предлагала пройти квест за сувенир. Ручки, браслеты и фотки можно было получить от сайта Career.ru. А еще «Оболонь» приглашала сделать цветочный венок на мастер-классе. То есть найти интересное бесплатное увлечение на «Дикой Мяте» можно, но сложно.
«Скорее всего, для меня это последний фестиваль, — услышала я от какого-то парня сзади. — Потому что днем здесь реально делать нечего. И чтобы все было в кайф, надо быть упоротым алкоголем или другими веществами». Да, на этот раз официально можно было пить только пиво и только на закрытой сцене Willy-boys Club.
— Стоп! Здесь выход, — сказал быдловатого вида охранник на одном из входов/выходов Willy-boys Club и отпихнул нас в сторону.
— И что? Какая разница, где проходить? Нигде не написано слово «ВХОД», значит, мы можем пройти и здесь.
— Нет, я работаю только на выходе.
Мазафакащит! Я человек, который терпеть не может рамки (как наверняка и все гости «Дикой Мяты» — потому-то они здесь), особенно такие глупые. Я изначально была уверена, что атмосферу фестиваля создают не его месторасположение или оформление, ее создают люди. И сейчас эти самые люди заставляют меня соблюдать никому непонятные правила. При этом, охранник, работавший на другом конце площадки, тоже якобы «на выходе», впускал и выпускал людей с одинаковой периодичностью, вежливо говоря: «Вход у нас вон там, пройдите к нему, пожалуйста». Но бесить и портить настроение тем, кто хочет пройти именно здесь, он не собирался, за что мы пожали ему руку.
Кое-как пережив дневную жару, я поскакала к главной сцене, где вот-вот должны были играть Alai Oli. Ну, что тут скажешь? Я приехала на фестиваль ради них, поэтому мне было все равно, сколько раз ребята не попали в ноты, важно то, что я слышу их здесь и сейчас, танцую, как в 2012 году — когда чувствуешь, как начинает колоть бок, и параллельно осознаешь — завтра твоей шее будет конец. А еще я впервые радовалась новым песням больше, чем старым, потому что парень слева пел Satta Massagana таким дурным, громким и смешным голосом, что это можно было сравнить с пением нетрезвого инопланетянина, который случайно встретился в космосе. Но все же мы туда улетели, и это «Главное».
Кроме Alai Oli я очень ждала 5'nizza, хотя настроена была к их выступлению немного скептически, типа недавно собрались, что-зачем-почему… Но когда они вышли, все вопросы отпали сами собой, потому что это было реально круто! Самое поразительное во всей этой истории то, что на сцене стоят двое парней с одним бубном, гитарой и несложными текстами с повторяющимися звуками «вовововово», «уоуоуоуо», «а-а-а-а». ВСЕ! Но на них сбежались абсолютно все «дикомятные» люди. Другие площадки вокруг затихли, а Андрей Запорожец не уставал повторять: «Ну, вы даете, ребята». Эта нереальная импровизация, бешеная энергетика и неподдельный драйв — без сомнения, 5'nizza сделала всю «Дикую Мяту». Чтобы понять это, достаточно было обернуться и посмотреть на лица людей, которые излучали истинное счастье и наконец-то помогли прочувствовать эту живую «дикорастущую» фестивальную атмосферу.
После такого нам понадобилась передышка, и мы пошли в палатку друзей-глюкофонщиков. Вместе с ними палаточное пространство делили ребята, играющие на флейтах, кахонах и диджериду. Не знаю, в какой момент и кому в голову пришла идея поджемить, но мы резко подорвались, схватили инструменты и начали создавать собственную космическую музыку (во всяком случае, тогда нам так казалось).
С таким одухотворенным настроением мы отправились на выступление Нейромонаха Феофана, который стал еще одним открытием «Дикой Мяты». И если полтора часа назад всех покорили двое парней с гитарой, то сейчас голову снес супер странный чувак с балалайкой! Я, конечно, знала, что «это будет легендарно», но не думала, что настолько. Нейромонах просто расколол поле на несколько частей и дал людям то, чего они так ждали — нереальный движ. Как по мне, крутость любого музыканта можно определить не по пляшущим первым рядам, а по тому, что он поднял с насиженных мест всю толпу. И чтобы снова это пережить, народ не один раз отправится по городам и весям за Феофаном, я уверена. К тому же, после прослушивания драм-н-бэйс живьем, слушать его в колонках или наушниках практически невозможно.
«Дикая Мята» в очередной раз доказала мне, что любая движуха, которая позволяет людям быть собой, не напрасна. Если в обычной жизни человек стесняется ходить в дурацкой разноцветной шапочке, то здесь он может разгуливать в ней сутки напролет. Это, как большой трехдневный город странных и фриковатых жителей, которых объединяет любовь к качественной музыке. Ну, а крутость фестиваля, по-моему, можно определить, как и крутость фильма — если захотелось вернуться и пересмотреть, значит, все удалось.
— Ну что, поедешь еще на «Дикую Мяту?», — спрашивает Ваня на обратном пути.
— Поеду, но только в белом браслете.