— Вот и закончились наши приключения, — говорит Ваня, направляясь к выходу с фестиваля «Дикая Мята». — Я дикий, а ты помятая. Хоть и баян, но я сказал это.

— Баян-не баян, а что есть, то есть, — лаконично отвечаю уставшим голосом.

1_2

Бездушная жара и бескрайнее поле возле деревни Бунырёво в Тульской области, на котором с 24 по 26 июня тусовалось несколько тысяч людей всех мастей (поговаривают, порядка 14 тысяч). Но попали мы туда не сразу.

«Здравствуйте, у нас два места на технической парковке, — сказал Сережа, когда мы остановились возле второго въезда на «Дикую Мяту». — Мы из Брянска. Какая организация? Kosmosky. Производство глюкофонов».

Если вы не знаете, что это за штуки, то расскажу в следующий раз. А сейчас мы встряли посреди поля и вот уже 20 минут, уставшие, голодные и конкретно припекаемые солнцем, стоим и ждем, пока номера наших машин найдут в бесконечных бумажках.

Прорваться на парковку — это только первое испытание. После него начинается другой квест — «Обменяй билет на браслет».

— Ребят, а куда идти-то?

— Я не знаю, я охранник.

— Подскажите, а где браслеты получить?

— Ой, ну это точно не ко мне, я клею наклейки на машины.

— А…

— Короче, вам туда.

«Туда» — это любое направление (хоть в железные ограждения), которое сделает вас на несколько метров дальше от волонтерской братии. С помощью случайных прохожих мы сообразили, куда нужно идти, и началось самое интересное. Оказывается, если команда волонтеров-организаторов попадает в нестандартную ситуацию, их начинает коротить, как терминаторов. Если у тебя есть билет, то полагается желтый браслет. Если ты приехал давать мастер-класс по игре на глюкофонах, то надень зеленый браслет. А еще есть салатовый для детей и белый для музыкантов.

— Стоп! Вам сюда нельзя. Это вход через техническую парковку, а у вас желтый браслет.

— И что? Пропускная система же везде одинаковая? Давайте вы просто посмотрите наши рюкзаки, и мы пойдем с миром.

— Нет. Смените браслет или вход.

Короче, охранники «Дикой Мяты» не хотят ничего решать, они хотят видеть на тебе браслет нужного цвета. Лично мне до сих по непонятно, в чем принципиальная разница между этими пропускными режимами. Однако браслет мы все же заменили.

К слову, в правилах посещения фестиваля неприлично много пунктов. Из того, что сходу можно вспомнить: никаких газовых горелок и баллонов, костры не жечь, скоропортящуюся еду не приносить, вода запрещена в любых тарах, объемах и видах. Это оправдывалось тем, что на фесте будет бесплатная питьевая вода в фонтанчиках (вопрос, во что ее набирать, оставался открытым) и около 40 палаток с самой разной едой на любой вкус и кошелек.

2_5

Оглядевшись, мы решили поставить палатки рядом с самой неформальной и душевной площадкой Green Age. Посреди нее был большой костер, вокруг которого рассредоточились продавцы одежды, сувениров, монет, мороженого, кофе, а также одна из трех фестивальных сцен — «Вело-сцена».

По идее, рядом с ней нужно было безостановочно крутить педали трех велосипедов, чтобы на сцену поступало электричество. Прикольная задумка — прям с ходу можно понять, кого народ хочет слушать, а кого нет, хотя, конечно же, неподалеку стоял большой генератор. На «Вело-сцене» выступали, преимущественно, неизвестные команды — из 16 заявленных музыкантов я знала только душевное регги ShantyNatty.

3_4

К главной сцене под названием «Легенда» все стали подтягиваться к 20:00, потому что выступали Dubioza Kolektiv. Эти ребята стали первым открытием феста. Такие исключительные, живые и энергичные, что, по словам ведущих радио «Маяк», сделали дырку в сцене своими горячими танцами.

4_2

После них вышел Александр Васильев и начал петь песни группы «Сплин» из альбома «Резонанс». Честно, я хотела посмотреть на это выступление, по большому счету, для галочки, которую теперь можно поставить в личный список достижений напротив пункта «Была на живом выступлении «Сплин». Новых песен я практически не знаю, а действительно удачной считаю «Мороз по коже», которая, к слову, тоже прозвучала. Не берусь говорить за всех, но, по-моему, многие подошли к «Легенде» в тот вечер только ради той самой галочки, потому что настоящий кач начался под «Линию жизни», «Остаемся зимовать» и, конечно, «Выхода нет». Спасибо, Александр!

5_4

После выступления «Сплин» все ломанулись на еще одну сцену — Willy-boys Club, где вот-вот должно было начаться выступление Федора Чистякова из экс-группы «Ноль» (ну, помните, «Человек и кошка плачут у окошка»). Эта сцена была примечательна тем, что доступ к ней имели только люди от 18 лет. Для меня до сих пор остается тайной, как охранники их различали — без паспортов и среди бесконечного потока зрителей? Однако через некоторое время часть людей сбежала к главной сцене так как очень хотела посмотреть на «Кирпичи», которые разогнали кровь у всех, кто помнит и любит «Школьничков». Даже Дмитрий «Сид» Спирин из группы «Тараканы!» зашел в толпу зрителей, чтобы заценить их выступление, а в 01:45 сам стоял на сцене, как DJ Spirin.

Первое, что спросила у меня мама, когда мы приехали на «Дикую Мяту»: «Ну что, инфраструктура, правда, развита?» «О, да», — ответила я ей и всем остальным интересующимся. По всей территории стояла куча биотуалетов, которые «откачивали» утром и вечером (а может, и чаще). Плюс, были установлены душевые кабины, но мы до них не дошли, потому что отправились умываться на речку, которая находилась в 15 минутах ходьбы от феста. Свою воду мы все же протащили, но тем не менее неоднократно подходили к питьевым фонтанчикам. Открытым оставался только вопрос еды.

То, что ее было действительно много, сомнений не вызывало. Но вот цены реально озаботили. Шампур шашлыков из свинины в прованских травах (где-то шесть или семь кусочков) — 700 рублей. Штрудель вишневый среднего размера — 150 рублей. Кофе на песке — от 100 рублей. Бургеры и сэндвичи самых разных видов — от 100 рублей. Короче, хорошо, что мы взяли с собой макароны быстрого приготовления и печенье.

Отдельно нужно сказать про ярмарку, потому что она была огромна. Вот, где можно было оставить все свои деньги и еще влезть в долги! В принципе, для знатоков таких фестивалей, как «Быть Добру!» или «Тайбола» дикомятная ярмарка, наверное, не показалась бы очень крутой. Но те, кто выбирается на такой отдых раз в 100 лет, пришли бы в восторг. И чего там только нет: деревянные балалайки, кожаные браслеты, индийская одежда, значки из битой посуды, алюминиевое нечто, гипнотизирующее тебя при наличии ветра… И за все надо платить.

Слово «бесплатно» я нашла возле игротеки и зоны турфирмы «Nova Tour», которая раздавала бесплатный компот и предлагала пройти квест за сувенир. Ручки, браслеты и фотки можно было получить от сайта Career.ru. А еще «Оболонь» приглашала сделать цветочный венок на мастер-классе. То есть найти интересное бесплатное увлечение на «Дикой Мяте» можно, но сложно.

10

«Скорее всего, для меня это последний фестиваль, — услышала я от какого-то парня сзади. — Потому что днем здесь реально делать нечего. И чтобы все было в кайф, надо быть упоротым алкоголем или другими веществами». Да, на этот раз официально можно было пить только пиво и только на закрытой сцене Willy-boys Club.

— Стоп! Здесь выход, — сказал быдловатого вида охранник на одном из входов/выходов Willy-boys Club и отпихнул нас в сторону.

— И что? Какая разница, где проходить? Нигде не написано слово «ВХОД», значит, мы можем пройти и здесь.

— Нет, я работаю только на выходе.

Мазафакащит! Я человек, который терпеть не может рамки (как наверняка и все гости «Дикой Мяты» — потому-то они здесь), особенно такие глупые. Я изначально была уверена, что атмосферу фестиваля создают не его месторасположение или оформление, ее создают люди. И сейчас эти самые люди заставляют меня соблюдать никому непонятные правила. При этом, охранник, работавший на другом конце площадки, тоже якобы «на выходе», впускал и выпускал людей с одинаковой периодичностью, вежливо говоря: «Вход у нас вон там, пройдите к нему, пожалуйста». Но бесить и портить настроение тем, кто хочет пройти именно здесь, он не собирался, за что мы пожали ему руку.

Кое-как пережив дневную жару, я поскакала к главной сцене, где вот-вот должны были играть Alai Oli. Ну, что тут скажешь? Я приехала на фестиваль ради них, поэтому мне было все равно, сколько раз ребята не попали в ноты, важно то, что я слышу их здесь и сейчас, танцую, как в 2012 году — когда чувствуешь, как начинает колоть бок, и параллельно осознаешь — завтра твоей шее будет конец. А еще я впервые радовалась новым песням больше, чем старым, потому что парень слева пел Satta Massagana таким дурным, громким и смешным голосом, что это можно было сравнить с пением нетрезвого инопланетянина, который случайно встретился в космосе. Но все же мы туда улетели, и это «Главное».

11

Кроме Alai Oli я очень ждала 5'nizza, хотя настроена была к их выступлению немного скептически, типа недавно собрались, что-зачем-почему… Но когда они вышли, все вопросы отпали сами собой, потому что это было реально круто! Самое поразительное во всей этой истории то, что на сцене стоят двое парней с одним бубном, гитарой и несложными текстами с повторяющимися звуками «вовововово», «уоуоуоуо», «а-а-а-а». ВСЕ! Но на них сбежались абсолютно все «дикомятные» люди. Другие площадки вокруг затихли, а Андрей Запорожец не уставал повторять: «Ну, вы даете, ребята». Эта нереальная импровизация, бешеная энергетика и неподдельный драйв — без сомнения, 5'nizza сделала всю «Дикую Мяту». Чтобы понять это, достаточно было обернуться и посмотреть на лица людей, которые излучали истинное счастье и наконец-то помогли прочувствовать эту живую «дикорастущую» фестивальную атмосферу.

После такого нам понадобилась передышка, и мы пошли в палатку друзей-глюкофонщиков. Вместе с ними палаточное пространство делили ребята, играющие на флейтах, кахонах и диджериду. Не знаю, в какой момент и кому в голову пришла идея поджемить, но мы резко подорвались, схватили инструменты и начали создавать собственную космическую музыку (во всяком случае, тогда нам так казалось).

14

С таким одухотворенным настроением мы отправились на выступление Нейромонаха Феофана, который стал еще одним открытием «Дикой Мяты». И если полтора часа назад всех покорили двое парней с гитарой, то сейчас голову снес супер странный чувак с балалайкой! Я, конечно, знала, что «это будет легендарно», но не думала, что настолько. Нейромонах просто расколол поле на несколько частей и дал людям то, чего они так ждали — нереальный движ. Как по мне, крутость любого музыканта можно определить не по пляшущим первым рядам, а по тому, что он поднял с насиженных мест всю толпу. И чтобы снова это пережить, народ не один раз отправится по городам и весям за Феофаном, я уверена. К тому же, после прослушивания драм-н-бэйс живьем, слушать его в колонках или наушниках практически невозможно.

«Дикая Мята» в очередной раз доказала мне, что любая движуха, которая позволяет людям быть собой, не напрасна. Если в обычной жизни человек стесняется ходить в дурацкой разноцветной шапочке, то здесь он может разгуливать в ней сутки напролет. Это, как большой трехдневный город странных и фриковатых жителей, которых объединяет любовь к качественной музыке. Ну, а крутость фестиваля, по-моему, можно определить, как и крутость фильма — если захотелось вернуться и пересмотреть, значит, все удалось.

15

— Ну что, поедешь еще на «Дикую Мяту?», — спрашивает Ваня на обратном пути.

— Поеду, но только в белом браслете.

16_1