Елена Шевченко: о 500-граммовых брянских малышах, доулах и домашних родах
- 11741
Более 17 тысяч малышей родилось на Брянщине в прошлом году, а с начала текущего эта цифра выросла на 4,5 тысячи. Практически всем им появиться на свет помогли акушеры-гинекологи, люди, главная задача которых — благополучные роды, а значит, здоровое и счастливое будущее матери и ребенка. Как женщине найти гармонию между своими ощущениями и советами медиков и родить здоровое дитя, корреспонденту NashBryansk.Ru рассказала заместитель главного врача по акушерству и гинекологии Брянской городской больницы № 4 Елена Шевченко.
«Увеличилось количество повторно родящих женщин в возрасте 35 — 45 лет»
Многие задаются вопросом: «В каком возрасте лучше рожать ребеночка?» Самые благоприятные годы для этого — от 20 до 40 лет. Редко, но рожают и 15-летние. Цыганские девушки — в 14, но для них это считается нормальным.
Сейчас начали чаще рожать женщины возрастные. Приходят за пополнением те, детям которых уже исполнилось по 15 — 20. Мы это очень приветствуем, потому что в таком возрасте более сознательный подход как к детям, так и к жизни. Так что количество повторно родящих женщин, кому 35, 40, даже 45 лет, увеличилось. А вот первородящих стало меньше. Это связано с тем, что сейчас рожают в основном девушки 90-х годов рождения, когда был спад рождаемости.
Лично у меня самая возрастная 47-летняя роженица. Знаю, что в областном роддоме была — 52-летняя мамочка.
«С ранней весны до поздней осени — мы в популярности»
Если говорить о рождаемости по сезонам года, то много рожают практически во все месяцы, кроме осенних. Пик начинается где-то с апреля и заканчивается в октябре. Потом — небольшое затишье. Наверное, потому что для осенних детей время зачатия — новогодние праздники. А люди в это время заняты празднованием. Так что начиная с ранней весны до поздней осени мы в популярности.
Ежегодно рождается больше мальчиков — процентов на десять. Но их выживаемость меньше. Причин много: в школе — драчуны, затем — наркотики, армия, войны. Поэтому бабушек на лавочках у нас много, а дедушек нет.
«Здоровые дети рождаются у здоровых родителей»
Многие задают вопрос: «Как родить здорового малыша?» В первую очередь нужно отметить, что здоровые дети рождаются у здоровых родителей. Когда я работала еще в Бежицком роддоме, совместно с администрацией района мы выезжали в школы и проводили беседы. Ведь девочку надо готовить со школьной скамьи: не курить, не пить, должен быть один половой партнер. Я хорошо помню фразу профессора, который учил меня. Он говорил, что девочка как почтальон: что ей дашь, то она и донесет. Что мама ей даст, то она и дальше понесет в следующее поколение. Если девочка полубольная, то она родит еще более больного ребенка, и ситуация будет ухудшаться от поколения к поколению. А что мы видим сейчас: с 15 лет девушки носят очень узкие джинсы. В результате мы получаем деформацию таза, и уже она не сможет родить сама. Приходится операции делать.
Поэтому когда женщина обращается в консультацию, мы советуем пройти подготовку еще до беременности: сдать анализы, комплексно обследоваться — тогда будет меньше беременных с патологиями. Ведь беременность — это природный процесс, в него вмешиваться не надо. Ребенка в утробе нужно правильно растить и вовремя родить. Природа же сама подскажет, когда и как. А у нас не всегда это получается, так как поколение не совсем здоровое.
«Лучше врача и акушерки женщине при родах никакая доула не поможет»
В последнее время очень модным у женщин стало рожать с доулами — помощницами при родах. Я ознакомлена с их деятельность, потому что одни роды с доулой в качестве эксперимента мы провели. Нам не понравилось это. Объясню. В роддоме главные помощники женщины — это акушерка и врач. И все наши сотрудники, работая почти по 30 лет, видят, в каком женщина состоянии, как ей помочь. Доула же не медработник, а психолог, которая возможно сама еще не рожала, а только издалека видела, что такое роды. Как она в этом случае поможет родить? Я считаю — никак. Лучше врача и акушерки никакая доула не поможет. А на уровне женских консультаций и в процессе беременности — пожалуйста, пусть разговаривают. Но в роддоме это неприемлемо.
Многие роженицы начитаются всего в интернете, а потом начинают командовать врачом: пуповину не перерезайте, это не делайте. Но именно мы, врачи, отвечаем и за ребенка, и за мать. И если кого-то это не устраивает, пусть рожают дома с теми же самыми доулами, но ни к чему хорошему это не приведет.
«Ни один грамотный врач или акушерка не будут принимать роды на дому»
Я категорически против родов дома. Считаю, что ни один практикующий врач или грамотная акушерка, не возьмутся вести роды дома. У нас в роддоме бывают такие ситуации, когда мы собираемся все кучкой, но, к сожалению, не успеваем помочь. А что говорить о домашних родах, когда ты один на один с роженицей и каким-то незнакомым тебе помощником — доулой, например. Может, у кого-то и гладко все пройдет, ребенок благополучно родится. Но это единицы.
А вот, если, не дай бог, проблемы начинаются, и наступает смерть матери, то тут уж виноваты все, в том числе и консультация, которая вовремя не объяснила риски. Так что я категорически против таких родов. Были за мою практику случаи, когда приходили и просили принять роды дома. Но я отказывала.
И тем не менее домашние роды проходят ежегодно. В каждом роддоме их около пяти — семи. Происходит это по разным причинам: либо не успели приехать в медучреждение, либо отказались. Но все равно потом мать с ребенком привозят в родильный дом, чтобы зарегистрировать дитя, и выдать справку о рождении. У нас был случай, когда женщина родила дома, а потом попросила справку. Но мы не можем выдать справку, не убедившись в том, она ли родила этого ребенка. Вдруг малыша ей другая роженица продала. Поэтому даже если женщина и родила дома, ей необходимо обследоваться в роддоме.
«Присутствие мужа при родах дисциплинирует»
Положительно отношусь к тому, когда муж присутствует при родах. Мы иногда женщин даже запугиваем и говорим: «Как ты плохо себя ведешь. Сейчас позовем мужа и пусть он посмотрит, как ты ему рожаешь сына». И это действует. Женщина становится золотой просто: она слушает, что ей говорят врач и акушерка, начинает правильно дышать и тужиться. Так что присутствие мужа дисциплинирует.
Но чтобы мужчина находился на родах, с ним должен поработать психолог в женской консультации. Муж должен понимать, что пришел не в кино, а помогать жене и настраивать ее. А то бывает, что мужчина сам начинает кричать: «Караул! Помогите. Что делать?»
У нас часто просят сделать укол или кесарево. Но в медицине показания «Я хочу» не существует. Для чего вмешиваться в природный процесс, если женщина способна родить сама?! Мы вмешиваемся только тогда, когда этого действительно требует ситуация. Когда же муж рядом, все происходит намного спокойнее. Пара рожает вместе. Женщина прекрасно чувствует себя психологически: она понимает, что рожает ребенка мужу.
«Стимуляция применяется исключительно по медицинским показаниям, а не для удобства врачей»
У каждой стимуляции есть свои показания, прописанные Минздравом. И применяют ее не для удобства докторов. Если женщина доносила ребенка, но роды не наступают, нужно рожать, чтобы не переносить дитя. Тогда и приходится прибегать к стимуляции, чтобы ребенок в утробе не погиб. Бывают такие ситуации, когда роды сложные. В этом случае лучше, чтобы женщина родила днем, когда отделение работает в полном составе, а не ночью, когда остаются только один дежурный врач и акушерка.
Что касается обезболивания в родах, то его применяют также исключительно по строгим показаниям. Кроме эпидуральной анестезии (укол в спину — примечание редактора), есть много других способов облегчения боли: и ректальные свечи, и таблетки, и укол в мышцу или в вену. Существует такой термин, как психологическое обезболивание — беседа с роженицей, помощь добрым словом. А порой подходишь к женщине и спрашиваешь: «Ну, что ты так кричишь?». А она отвечает: «Мне мама сказала кричать больше — быстрее ребенок подойдет». Да, конечно, она собрала полроддома возле себя своими криками, но не потому что ей больно, а потому что мама сказала кричать.
«ЭКО — прекрасная технология, подарок ребенка семье»
К сожалению, есть семьи, которые хотят иметь детей, но не могут сами их зачать. В таких случаях пары обращаются в центры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО — примечание редакции). До этого мы даже не догадывались, сколько бесплодных пар существует. А ЭКО — прекрасная технология, это подарок ребенка семье. И сейчас уже не стесняются того, что ребенок в семье из пробирки. А вот когда ЭКО только появилось, мамочки говорили: «Ой, вы только не рассказывайте никому!» Сейчас эти предрассудки исчезли.
У нас в области есть два центра ЭКО: один находится в Брянске, другой — на базе Брянской центральной районной больницы. Последний — единственный в России центр ЭКО в сельской местности. И специалисты там неплохо работают.
Хочется отметить, что к ЭКО прибегают не только бесплодные пары. Например, в семье есть гемофилия — если, допустим, рождаются мальчики, то они больные. Так зачем рожать больного мальчика, если можно родить здоровую девочку?! В этом случае ЭКО помогает выбрать ребенка по полу, чтобы не было генетической болезни.
Подсаживают 2−3 яйцеклетки, одну никогда не подсаживают, потому что она может прижиться, а может и нет. Бывает, когда приживаются сразу все. У меня была девочка, которой подсадил два эмбриона, а они взяли и в хороших условиях еще разделились пополам — получилась четверня, но ее очень сложно выносить, поэтому в Москве сделали редукцию — две убрали. Женщина успешно родила двойню.
Если же и ЭКО не помогает родить ребеночка, то зачастую это связано со здоровьем матери, так как с мужским здоровьем мы справляемся: одного-двух здоровых сперматозоидов мы всегда получаем, а вот с женщинами сложнее. Бывает, в пробирке ребенок получается, а в матке не приживается. Я думаю, что таким семьям отчаиваться нельзя.
«Как правило, от детей отказываются не первородящие, а повторно родящие женщины»
К сожалению, но у нас бывают новорожденные отказные дети. Как правило, почему-то отказываются не первородящие, а повторно родящие женщины. Эти дети рождены легко, они здоровы. Но по каким-то семейным обстоятельствам от них отказываются. К счастью, но от года к году количество отказных детей уменьшается. Например, у нас в Советском роддоме, в прошлом году было всего лишь два отказника. А в этом пока вообще не было. Когда я начинала работать, отказных было по 15 — 17 в каждом роддоме.
Примечательно, что в роддомах районов области не отказываются от детей, так как это деревня, и там все видно. Мамочки приезжают в город и оставляют детей здесь.
Когда мать отказывается от ребенка, мы переводим его сначала в детскую больницу на обследование. Оттуда — в дом малютки. Женщина подписывает документы о том, что она отказывается от ребенка и дает согласие на усыновление. Если мать этого не сделает, то ребенок пожизненно будет воспитываться в доме-интернате, его нельзя будет усыновить другой семье. А мать может прийти через 5, 10, 20 лет и заявить о своих правах на ребенка. Бывает такое, что хорошего здорового малыша не могли усыновить, потому что мать не подписала отказную. А новорожденных деток хорошо берут в семьи.
«Мы можем выходить ребенка с массой тела в 500 граммов»
Современные технологии в медицине пошли далеко вперед. И если раньше деток выхаживали с килограмма, то теперь мы можем выходить ребенка с массой тела в 500 граммов. Но… Выходить — это одно. К сожалению, плод будет далеко не здоров. И в этом вопросе решающий фактор не масса ребенка, а срок беременности женщины. Бывает вес малыша и в доношенном сроке килограмм, так он прекрасно будет жить, потому что все органы зрелые. А бывает ребеночек появляется в 23−24 недели — мало того, что он родился весом 500−700 граммов, так он еще и недозрел: глаза слепые, слуха нет, говорить не сможет, ДЦП. Мы стараемся, конечно, всех деток выхаживать, но, к сожалению, кувез (инкубатор — примечание редактора) утробу матери не заменит.
Однако в моей практике родилась девочка весом 630 граммов, когда срок беременности был недель 25−26. И вот малышка сама дышала, сама кричала — она хотела жить. Назвали ее Дашей. При переводе в детскую больницу она весила 560 граммов. Думаю, у них сейчас все хорошо.
В Брянской области наблюдается тенденция к сокращению младенческой смертности. Так, в прошлом году умерло 111 детей в возрасте до года. Из них 54 — на первой неделе жизни. Этот показатель сократился на 14% и составил 7,9 умерших на тысячу новорожденных.