Актуальную в российском обществе повестку примирения «красных» и «белых» поддержали в Брянске
- 1815
В преддверии столетия русской революции 1917 года в общественном поле все чаще поднимается тема примирения приверженцев идеалов Советской и Императорской России. Новая волна обсуждения «красной» и «белой» идеологии поднялась после того, как прокурор Крыма Наталья Поклонская приняла участие в акции «Бессмертный полк», пройдя по улицам Симферополя с иконой Николая II. Сама Поклонская объяснила свой поступок таким образом: «В прошлом году, когда мы на 9 Мая поздравляли ветеранов, один из них рассказал мне историю. Они с товарищем попали в передрягу. Ему было видение царя Николая Александровича, который помог ему спастись. Ветеран просил меня, чтобы, по возможности, Николай II тоже принял участие в «Бессмертном полку».
Это событие вызвало активнейшее обсуждение в СМИ, блогосфере и властных кругах. О реакции на него и о том, как может русский патриот понимать этот поступок, рассказал известный писатель, главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборского клуба Александр Проханов.
«Во время победных торжеств в Крыму, когда лился победный мистический «Бессмертный полк», и каждый вносил в этот полк свои семейные реликвии — портреты своих убиенных, замученных, сражавшихся, но выигравших эту войну предков, — в колонну «Бессмертного полка» вступила прокурор Крыма Поклонская, которая несла перед собой портрет императора Николая II — хоругвь, которую она считала для себя и близких ей монархически настроенных людей священной.
Это событие вызвало переполох и волну негодования среди «красных», исповедующих «красную» сталинскую Победу. Для них это стало чужеродной монархической энергией, которая никакого отношения не имела к жертвенной и мученической Победе.
С другой стороны, негодовали монархисты, упрекая Поклонскую в том, что она принесла к подножью Мавзолея портрет великого мученика и святого, погибшего от рук «красных сталинистов».
Мне кажется, что в этом деянии Поклонской нет ничего удивительного, а наоборот, это вызывает восхищение. Потому что Победа, как мы ее сегодня трактуем, является огненным сгустком, силой такой соединительной мощи, что этот сгусток способен расплавить в себе все недоразумения, все противоречия, накопившиеся в русской истории обиды. Во время священной войны и священной Победы в нашем советском российском обществе соединилось, казалось бы, несоединимое. Соединились раскулаченные крестьяне и те комиссары, которые их раскулачивали. Те и другие сошлись в окопах Сталинграда. Узники ГУЛАГа, которые уцелели от расстрелов и гремели цепями где-нибудь на Калыме, соединились с теми, кто их охранял и конвоировал, ибо те и другие записались в добровольцы и сражались на Курской дуге. Целая армия Деникина, стенающая, окровавленная, ненавидящая и посылающая проклятья «красной» стороне в это время великих битв просилась на фронт, отправляла письмо генералиссимусу Сталину с просьбой открыть для этих полков дорогу на передний край борьбы с Гитлером. И то, что в эту огненную, расплавленную купель вступила Поклонская с изображением императора, это свидетельство того, что царское время, царская Россия и монархисты логично и мощно вливаются в этот струящийся огненный поток великой Победы.
У тех, кто стремился соединить «белую» Россию и «красную», давно возникало ощущение, что местом стыка, местом сварки разорванного волновода русской истории могли бы быть два человека: последний император Руси Николай II и первый некоронованный император красной эры Иосиф Сталин. И тот, и другой были собирателями и хранителями имперских заповедей. И тот, и другой были помазанниками. И если царя Николая II помазала на царство Православная церковь в Успенском соборе, то Сталин получил свое помазание от Великой Победы, которая являлась по существу Христовым торжеством, обнаружившим себя в «красной» истории.
Победа — это религия государства Российского. Не только нашего времени, не только советского, но и всего предшествующего и всего того, что последует вслед за нами.
Те, кто за Победу, те с русской историей, русским временем и русским народом».
На прошлой неделе тема примирения сторонников «красной» и «белой» идеологии поднималась на площадке Брянского регионального отделения Изборского клуба. В ходе дискуссии брянские общественные деятели, ученые, представители творческой интеллигенции попытались дать ответ, на основе чего возможно это примирение и объединение всех русских смыслов.
Председатель брянских изборцев Сергей Ушкалов заметил, что патриотизм является консолидирующей силой, но патриотические организации в России разъединены. Нужна консолидация общества и она может исходить из примирения. Основой примирения, по мнению Сергея Ушкалова, может стать тезис о непрерывности российской истории: Россия продолжает свою более чем тысячелетнюю историю через борьбу, испытания, но сохраняя свою историческую миссию и место в мире.